Что такое DSG и как работает эта коробка передач

AutoDec  » Новости »  Что такое DSG и как работает эта коробка передач

Подписаться на Telegram-канал

Робот, преселектив, автомат с двойным сцеплением — все это про автоматизированную коробку передач от концерна VW. Как работает одна из самых передовых трансмиссий — в материале Autonews.ru

Фото: Best Auto Photo / Shutterstock / FOTODOM


Фото: Best Auto Photo / Shutterstock / FOTODOM

  1. Что такое DSG
  2. Устройство DSG
  3. Принцип работы простыми словами
  4. Виды
  5. Плюсы и минусы DSG
  6. Основные неисправности
  7. Нюансы обслуживания и эксплуатации
  8. Можно ли буксовать на DSG?

Что такое DSG

DSG — это автоматическая трансмиссия, в основе конструкции имеющая два сцепления и механизм смены передач с минимальным разрывом мощности. Является аббревиатурой от немецкого direktschaltgetriebe — буквально «коробка передач с прямым переключением».

Принципиальным отличием от классического автомата является отсутствие гидротрансформатора, планетарного ряда и фрикционных пакетов. Несмотря на формальное сходство с классическими АКПП, в виде отсутствия третьей педали и полной автономности работы, DSG конструктивно гораздо ближе к обычной механике, нежели к гидротрансформаторным трансмиссиям.

Еще роботизированные коробки называют преселективными, от английского pre-select — буквально «предвыбор». Что подразумевает вышеописанный алгоритм выбора последующей передачи заранее, одновременно с подключением текущей.

Устройство DSG

Принцип работы DSG описан ниже, а пока коротко перечислим основные узлы и детали данной трансмиссии. Здесь и далее будет схематично приведено устройство 6-ступенчатой DSG-6. Тем не менее, более сложная 7-ступенчатая трансмиссия (DSG-7), несмотря на некоторые компоновочные отличия, работает по аналогичному принципу.

На самом деле в DSG-6 каждый вторичный вал несет на себе шестерни как четных, так и нечетных передач. Но для наглядности ниже они изображены как вал только с четными и только с нечетными шестернями.

Также некоторые модификации DSG-коробок, такие как S-Tronic разработки Audi («дочка» концерна Volkswagen), имеют единый вторичный вал. Такое решение обосновано компоновочными особенностями полноприводных автомобилей с продольным расположением силового агрегата.

Фото: dsg-master.moscow


Фото: dsg-master.moscow

Как работает DSG простыми словами

Опираясь на размещенную выше упрощенную схему устройства DSG-коробки, попробуем разобраться в алгоритмах ее работы.

Разумеется, приведенная выше схема-«шпаргалка» максимально упрощена — например, на ней не указан отдельный вал с шестерней заднего хода. Также на реальной DSG-6 на каждом из вторичных валов расположены шестерни как четных, так и нечетных передач. Но для облегчения понимания сути работы опустим некоторые детали и усложняющие восприятие нюансы.

Виды DSG

Фото: Orlov Alexsandr / Shutterstock / FOTODOM


Фото: Orlov Alexsandr / Shutterstock / FOTODOM

На сегодняшний день концерн Volkswagen, включая некоторые дочерние бренды, устанавливает на свои автомобили следующие модели коробок DSG.

DQ250, включая модификации DSG6-02E и 0D9

Единственный представитель 6-ступенчатых роботов в актуальной линейке агрегатов VAG. Имеет так называемый «мокрый» блок сцеплений. Это означает, что диски сцеплений работает в масляной ванне, тогда как существуют версии и без таковой — они называются «сухие» DSG. Преселективы с блоком сцеплений, работающим в масле, способны «переварить» больший крутящий момент, нежели их «сухие» коллеги. DQ250 рассчитана на крутящий момент до 350 Нм и двигатели объемом от 1,4 до 3,2 л.

DQ200, включая модификации DSG7-0AM и 0CW

Младшая модель в ряду 7-ступенчатых немецких «роботов» и единственная оснащенная сухим картером сцеплений. В связи с чем рассчитана на установку на младшие модели VAG-группы с объемом двигателя от 1,2 до 1,8 литра и крутящим моментом, не превышающим 250 Нм.

DQ500, включая модификации DSG7-0BT и 0BH

Самая мощная версия среди коробок DSG классической компоновки (два вторичных вала передач). «Мокрые» сцепления, 7 передач и способность работать с крутящим моментом до 600 Нм. Устанавливается на мощные модели немецкого семейства с поперечным расположением силового агрегата.

DL501/DL382, включая модификации DSG7-0B5, 0CJ, 0CL и 0CK

Фото: Volkswagen


Фото: Volkswagen

Стоящая особняком модель немецких роботизированных трансмиссий, имеющая значительные конструктивные отличия от вышеназванных DSG. Шестерни передач на DL501 и DL382 расположены в один ряд, на едином вторичном валу. Такая компоновка обусловлена особенностями продольного расположения двигателя — например, на моделях Audi, где DSG7 получили собственное фирменное название S-Tronic. Рассчитаны на момент до 550 Нм.

Еще одним значительным отличием роботов DL от серии DQ является агрегатированный в одном блоке с коробкой дифференциал полного привода Torsen. Тогда как «простые» DSG работают с муфтой полного привода Haldex, вынесенной к классическому дифференциалу на задней оси.

Плюсы и минусы DSG

Несмотря на все страшилки, которыми до сих пор овеяны DSG-коробки, на сегодняшний день данная трансмиссия очень надежна, а конструкция за 20 лет существования отточена и практически не вызывает нареканий. Среди очевидных плюсов DSG, ради которых она и разрабатывалась — высокая топливная экономичность при быстроте работы и компактности. Иными словами, в отличие от классических гидротрансформаторных автоматов, роботы с двумя сцеплениями быстрее реагируют на действия газом, при этом имеют более высокий КПД и меньший вес, что сказывается на расходе топлива.

К минусам DSG можно отнести некую «нервозность» поведения при рваном городском ритме и передвижении в пробках. Также неидеальная слаженность работы электроники и механики часто проявляется при старте в горку или, наоборот, накате в определенных условиях. Наконец, DSG не очень любит продолжительные пиковые нагрузки — буксировка прицепа в гору, сложный рельеф с постоянной ездой внатяг и т.п.

Неисправности DSG

К наиболее типичным поломкам DSG относятся следующие поломки:

Фото: Teddy Leung / Shutterstock / FOTODOM


Фото: Teddy Leung / Shutterstock / FOTODOM

Коробка DSG: обслуживание и эксплуатация

Каких-то особых требований к квалификации коробка DSG, разумеется, не предъявляет, а основные моменты касательно эксплуатации описаны в руководстве пользователя. Тем не менее, нелишним будет напомнить несколько базовых правил, которые помогут продлить жизнь агрегату.

Можно ли буксовать на DSG

Вся проблема этого извечного вопроса заключается в терминологии — а именно в том, что понимать под пробуксовками. Почти везде в Сети встречаются рекомендации ни в коем случае не буксовать на DSG в принципе. К сожалению, это очередной миф, возникший от непонимания принципа работы роботизированной коробки. Если машина просто шлифует колесами в грязи, на льду или в воздухе при вывешивании без нагрузки, никакого вреда DSG при этом не наносится. Разумеется, если не усердствовать слишком долго. На ресурс же влияет именно момент начала передачи момента, когда есть риск перегрева дисков сцепления и масла. Поэтому классическая «раскачка», с частыми непродолжительными нажатиями на педаль, для таких коробок действительно строго противопоказана.

Читайте также:

Трансмиссия автомобиля: виды и основные неисправности

Как ездить на машине с «роботом»: 6 правил, о которых мало кто знает

Что такое МКПП и как она устроена

Как устроена коробка «автомат» и как правильно с ней обращаться

Коробка переключения передач: виды, чем отличаются и как работают


Источник