Зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости и как его проверить

AutoDec  » Новости »  Зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости и как его проверить
0 комментариев

Подписаться на Telegram-канал

У датчика температуры охлаждающей жидкости примитивная конструкция. Но он оказывает серьезное воздействие на эффективность работы двигателя. Как он устроен, для чего нужен и как его проверить: объясняем

Фото: Olga Litvinchuk / Shutterstock / FOTODOM


Фото: Olga Litvinchuk / Shutterstock / FOTODOM

  1. Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
  2. Где находится
  3. Причины неисправности
  4. Признаки неисправности ДТОЖ
  5. Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости
  6. Замена ДТОЖ
  7. Можно ли ездить с неисправным датчиком

Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) — это один из элементов системы электронного управления двигателем, отвечающий за контроль температуры антифриза. На многих автомобилях таких датчиков два: один отвечает за управление стрелкой температуры, второй передает показания блоку управления.

Любой датчик температуры представляет собой терморезистор. По сути, это обычное залитое компаундом в металлическом корпусе сопротивление со строго заданной характеристикой. В зависимости от нагрева, на выходе меняются значения сопротивления — их и считывает электронный блок управления двигателем (ЭБУ).

Для чего нужен датчик температуры охлаждающей жидкости

ДТОЖ является одним из элементов, непосредственно участвующих в управлении впрыском топлива и некоторых других критически важных процессах. По тому, какие показания он передает, компьютер корректирует состав смеси, угол опережения зажигания, а также контролирует работу управляемого термостата и скорость вентилятора охлаждения, если такие узлы и функции есть. Конечно, ДТОЖ не единственный элемент, отвечающий за управление всем перечисленным, но его роль в общей логике управления двигателем крайне важна.

Иногда бывает так, что в автомобиле есть второй, вспомогательный ДТОЖ. Он информирует водителя о температуре антифриза — так можно быстро узнать о неполадке и предотвратить перегрев. Также вспомогательный датчик температуры жидкости часто отвечает за включение вентилятора охлаждения. Разумеется, если датчик в системе один, на него ложатся все вышеперечисленные функции.

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле

Основной ДТОЖ, ответственный за показания для ЭБУ, почти всегда расположен в головке блока цилиндров. Вспомогательный обычно находится в непосредственной близости от выхода из радиатора.

Вообще локация датчиков на каждом автомобиле индивидуальна, но общая логика схожа: главный ДТОЖ ставят на выходе контура охлаждения из двигателя, вспомогательный — близко к выходу контура из радиатора. Если же датчик один, его следует искать в районе термостата. Так, датчик охлаждающей жидкости на «Лада Гранта», «Лада Веста» и УАЗ «Патриот» расположен около термостата. На «Шевроле Нива» два датчика: один находится на термостате, второй в блоке цилиндров.

Фото: ilmarinfoto / Shutterstock / FOTODOM


Фото: ilmarinfoto / Shutterstock / FOTODOM

Причины неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

Конструкция датчика охлаждающей жидкости очень простая. Поэтому поводов для его поломки будет немного.

Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

Ниже перечислены типичные симптомы неисправного ДТОЖ. Некоторые из них могут указывать и на поломки других датчиков, но для датчика ОЖ они будут актуальны в том числе.

Все вышеперечисленное может сопровождаться символом Check engine и/или загорающейся иконкой перегрева двигателя. Бывает и так, что датчик температуры охлаждающей жидкости работает некорректно только в определенном температурном диапазоне. Например, на-холодную все функционирует как положено, а с выходом на штатную температуру ДТОЖ занижает или завышает показания. При этом никаких аварийных символов на панели приборов не высвечивается. В таком случае самым верным решением будет подключение OBD-сканера для контроля показаний датчика, или нижеприведенные методы классической диагностики мультиметром.

Фото: Alexandru Nika / Shutterstock / FOTODOM


Фото: Alexandru Nika / Shutterstock / FOTODOM

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

Помимо компьютерной диагностики, которая некоторые отклонения в работе ДТОЖ может и не выявить, существуют и проверенные временем методы.

Проверка мультиметром на воздухе

Датчик желательно извлечь из двигателя и принести в помещение с заведомо известной температурой воздуха. Также необходимо точно определить модель (артикул) датчика ОЖ и найти для него в Сети или документации таблицу сопротивлений. Далее перевести мультиметр в режим проверки сопротивления с пределом до 20 кОм и замерить таковое у датчика. После чего сравнить показания с таблицей. При значительных отклонениях ДТОЖ можно считать неисправным.

Заводская таблица сопротивлений на примере одного из популярных датчиков BOSCH. Справа от таблицы указаны оригинальные артикулы детали для различных марок

Заводская таблица сопротивлений на примере одного из популярных датчиков BOSCH. Справа от таблицы указаны оригинальные артикулы детали для различных марок
(Фото: BOSCH)

Важно! На просторах Сети повсеместно встречаются всяческие «универсальные» и «типичные» таблицы сопротивлений для терморезистивных датчиков. Так вот, стоит твердо знать — никакой «универсальности» в данном случае быть не может. Каждая деталь должна строго соответствовать своей таблице характеристик, применимой только к ней и официально сертифицированным аналогам. В противном случае работать на автомобиле такой датчик тоже будет «примерно».

Проверка мультиметром при кипячении

Способ является дополнением к вышеописанной методике измерений на воздухе, т.к. исправность датчика антифриза следует проверять минимум в двух сильно отличающихся точках температур. Деталь необходимо поместить в кастрюлю с водой, после чего довести ее до кипения и замерить сопротивление ДТОЖ, сравнив результат с эталонными показаниями таблицы.

Проверка графика показаний с использованием термометра

Самый правильный, но трудоемкий вариант. Как было сказано выше, исправный ДТОЖ должен соответствовать эталонной таблице сопротивлений во всех точках температур. Чтобы это проверить потребуется тарированный термометр. Он помещается в емкость с водой, которая постепенно нагревается. Мультиметр при этом всегда подключен к датчику, а проверяющий в процессе увеличения температуры постоянно сравнивает табличные показания с фактическими.

Напомним, что конструктивно ДТОЖ примитивен и представляет собой сопротивление со строго заданной кривой характеристик. Поэтому любые способы проверки будут являться замерами значений этого сопротивления в различных условиях — другого способа просто нет.

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости

Любой ДТОЖ просто вкручивается по резьбе, и процесс его замены может быть сопряжен лишь со сложностями организации подкапотного пространства. Иными словами, открутить ключом старую деталь и вкрутить новую под силу даже самому несведущему автомобилисту. А вот добраться до месторасположения датчика и его разъема с первого раза может оказаться действительно нелегко. Кроме того, в большинстве случаев руководство по ремонту предписывает слить (хотя бы частично) антифриз, что тоже не добавляет энтузиазма новичкам. Правда, некоторые умельцы наловчились делать замену датчика температуры без слива ОЖ — разумеется, теряя при этом некоторую часть антифриза и доливая впоследствии свежую порцию в бачок.

Фото: Ruslan Pysarenko / Shutterstock / FOTODOM


Фото: Ruslan Pysarenko / Shutterstock / FOTODOM

В остальном процедура предельно проста, как и сам датчик. Конкретных инструкций дать невозможно, так как, повторимся, обычно самым сложным является «раскидать» место проведения работ — а оно на каждой машине будет отличаться. Далее лишь потребуется частично слить охлаждающую жидкость (через пробку радиатора или откачать через бачок) и выкрутить/вкрутить ДТОЖ.

Можно ли ездить с неисправным датчиком

Несмотря на безусловную важность ДТОЖ для нормального функционирования двигателя, он не является деталью, без которой эксплуатация невозможна. Тем не менее, очевидно, что работа мотора нарушится: затруднится пуск, вырастет расход топлива, возможно снижение динамических характеристик в некоторых режимах езды. И конечно, если датчик всего один, или вышел из строя тот, что отвечает за стрелку и/или включение вентилятора, остается высокий риск перегрева, который стремится к стопроцентному в летнее время.

Читайте также:

Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки

Подтеков нет, но антифриз уходит. Куда, почему, и что с этим делать

Как проверить стартер на работоспособность в домашних условиях


Источник