Мы уже писали, что 3 июля Министерство промышленности и торговли РФ обновило перечень автомобилей, рекомендованных для приоритетного использования госслужащими. В той публикации мы лишь перечислили машины из нового списка, а сегодня предлагаем читателям Дрома задаться вопросом: почему модели с нулевой локализацией рекомендованы нашим чиновникам, а четыре модели Solaris — бывшие продукты «Хёндэ Мотор Мануфэкчуринг рус», для которых завод сваривает и окрашивает кузова, нет?
Для начала пройдёмся по количеству баллов локализации, выданных моделям недавно образованной марки Solaris. К сожалению, впредь мы не сможем давать читателям Дрома раскладку по освоенным операциям и применяемым российским материалам при производстве той или иной машины. Ещё 25 декабря 2023 года был принят Федеральный закон № 658, которым были внесены поправки в другой Федеральный закон – «О промышленной политике в РФ». Согласно этим поправкам, с 1 июля 2024 года Минпромторг прекратил выдачу заключений о производстве промышленной продукции, и публикацию их в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП). Теперь в соответствующем реестре ведомство публикует только общее количество баллов, которое было начислено экспертизой Торгово-промышленной палаты. Из чего эти баллы состоят теперь узнать нельзя, по крайней мере, мы пока «ключи» к этой теме не подобрали.
Итак, Solaris HC (прежде – Hyundai Creta) в версии с 2,0-литровым мотором, полным или передним приводом, каждый из которых комбинируется как с ручной, так и с автоматической коробкой, с 19 июля 2024 года набирает 1305 баллов, что почти на 500 баллов меньше, чем по состоянию на конец 2021 года. Все перечисленные модификации проходят в реестре Минпромторга как версии «без кожаной обивки руля». У Solaris HC 2.0 АКП 4WD с кожаной обивкой – только 1310 баллов. Напомним, что текущий уровень локализации, необходимый для полной компенсации утильсбора, составляет 2567 баллов. Таким образом, в цене этих версий Solaris HC «зашиты» сейчас 150 тысяч «лишних» рублей, которые покупатель дарит нашему государству. У версий с мотором 1,6 л локализация чуть выше – 1520 баллов.
Седану и хэтчбеку KRS и KRX (бывшие Kia Rio) за версии с мотором 1.6, сопряжённым с АКП или с МКП, и без обогрева лобового стекла, с 19 июля 2024 года полагается 1545 баллов. За 1.6 АКП с обогревом лобового стекла – 1550 баллов. За модификацию 1.4 с МКП или АКП – только 1325 баллов. Бывшему Hyundai Solaris (ныне – Solaris HS) полагается 1540 баллов за версию 1.6 с МКП или АКП, за 1.4 АКП или МКП – 1325 баллов.
Как видно, текущая локализация бывших Hyundai и Rio, выпускаемых на «Автозаводе АГР» (та ныне называется бывшее предприятие Hyundai в Санкт-Петербурге), далека от нужной для полной компенсации утильсбора. Тем более её не хватает для участия в программе госзакупок. Напомним, что в 2023 – 2024 годах легковой автомобиль с ДВС должен набирать 3200 баллов, а с 1 января 2025 года – уже 4500 баллов. Для облегчения достижения требуемого объёма баллов в этом году разрешается умножать баллы за НИОКР для участия в госзакупках на коэффициент 1,3. Однако даже и с этим бывшие Hyundai и Kia до нужного уровня не дотягивают.
А сколько баллов у Xcite X-Cross 7 (суть – Chery Tiggo 7 Pro)? Оказывается, 1283. Возникает вопрос – откуда? Дело в том, что это баллы за НИОКР, которые перешли на модель, выпускаемую методом прикручивания колёс на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге, от Автоваза. Таким образом, мы видим, что локализация Xcite X-Cross 7 меньше, чем у бывших Hyundai и Kia, однако в релизе от 3 июля 2024 года Минпромторг рекомендовал Xcite X-Cross 7 для использования госчиновниками, а бывшие Hyundai и Kia – нет. Более того: Солярисы получили акт экспертизы по локализации от местного отделения Торгово-промышленной палаты 31 мая текущего года, притом что на Xcite X-Cross 7 его выдали позже – 12 июля. Таким образом, по состоянию на день публикации релиза с последними изменениями в списке машин, рекомендованных чиновникам, у перечисленных моделей Solaris уже была подтверждённая локализация, а Xcite X-Cross 7 – ещё нет.
Мы искренне надеемся, что в Минпромторге просто забыли внести модели Solaris в этот список, и в ближайшее время ошибка будет исправлена. К слову, Минпромторг весьма оперативно отреагировал на нашу публикацию о неправильно начисленных баллах за сварку и окраску кузова для «Москвича-6» и внёс коррективы. Кроме того, пресс-служба Минпромторга стала очень оперативно отвечать на наши запросы. Не связаны ли эти положительные изменения с недавней сменой министра?..