Новость осталась почти незамеченной, пройдя только по региональным СМИ. Между тем это может стать событием вполне федерального масштаба. Или остаться в ранге нереализовавшегося намерения.
В рамках прошедшего в Петербурге Международного экономического форума (ПМЭФ-2022) Корпорация развития Иркутской области (КРИО) подписала соглашение о намерениях с китайской фирмой Sichuan Bus Manufacturing (не путать с Sichuan Automobile Industry). Суть соглашения — сборка автобусов и — внимание! — электромобилей. Причем, как сказано в официальных сообщениях, не просто сборка, но «локализация». В данный момент ведется поиск площадки, разрабатываются бизнес-план и технико-экономическое обоснование. Из чего несложно заключить, что проект идет не от бизнеса и не от готового производства, которое можно загрузить. Это просто замысел, который пытаются привязать к промышленным реалиям Иркутской области. Ранее сообщалось, что КРИО выбирает партнера из двенадцати китайских производителей автобусов. По каким параметрам Sichuan Bus Manufacturing выиграла этот импровизированный тендер — не говорится.
Sichuan Bus Manufacturing — одна из многочисленных автобусостроительных фирм КНР, она выпускает городские, пригородные и туристические автобусы под маркой Emei. Расположена в городе Чэнду провинции Сычуань (отсюда и название материнской компании). А Emei — это такая гора в Сычуани, одна из четырех священных буддийских гор. Несмотря на обилие моделей и модификаций автобусов (есть даже двухэтажные модели и автобусы-отели), Sichuan Bus Manufacturing не очень известна за пределами Китая, да и в самой стране обладает статусом регионального производителя. Своего агрегатного производства у компании нет, она использует двигатели Yuchai, Geely, Shanghai Diesel. Шасси тоже покупные, в основном от Dongfeng.
Sichuan Bus Manufacturing имеет в своей структуре научно-исследовательское подразделение Emei Bus Research Institute, которое в 2018 году показало прототип 14-местного беспилотного автобуса. Сообщалось, что в 2021 году этот беспилотник выйдет в тестовом режиме на регулярные пассажирские маршруты в Чэнду, но этого не произошло. И вообще в СМИ проект беспилотника более не упоминался. О серийных электробусах и электромобилях от Sichuan Bus Manufacturing в открытых источниках информации не обнаруживается. Но, возможно, электробусы выпускаются (или только планируются к выпуску) под другой торговой маркой, как это принято у китайцев.
Самые главные параметры проекта сборки китайских машин в России не раскрываются. Источники инвестиций, производственные планы, готовность китайской стороны выступить соинвестором — эти ключевые вопросы публично не обсуждались, и на ПМЭФ-2022 никто у представителей КРИО об этом не спросил. Представитель КРИО в одном из интервью сказал, что в этом году планируется закупить 3–4 модели электробусов для испытания их потребительских качеств на территории Иркутска. По итогам теста будет составлен список требований к электробусам: вместимость, запас хода, оснащение оборудованием.
Судя по доступной информации, описываемый проект отталкивается от идеи «производить хоть что-то китайское». Приглашение в партнеры откровенно второстепенной фирмы, не замеченной в производстве товарных электромобилей и электробусов, говорит как минимум о скоропалительности выбора. Или конъюнктурном подверстывании его под конкретное событие (ПМЭФ).