В России вступило в силу постановление правительства об индексации утилизационного сбора. Экспертное сообщество прогнозирует серьезное увеличение цен и новые ограничения «серым» импортерам
Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM
В России с 1 октября проиндексирован утилизационный сбор на автомобили. На первом этапе ставка была увеличена на 70-85%. И ежегодно (вплоть до 2030 года) эта цифра будет подниматься. Власти уверяют, что в первую очередь такие меры направлены на защиту интересов отечественного автопрома.
Что такое утилизационный сбор
Утилизационный сбор ввели в России в 2012 году, после того как страна вошла в ВТО. Изначально этот одноразовый платеж касался только импортеров автомобилей. Однако уже с 2014 года сбор распространился на российских автопроизводителей, а также покупателей машин. Как объясняли в правительстве, эти деньги взимаются за переработку автомобилей после их эксплуатации. Утилизацией машин в России занимается ряд организаций, которые имеют лицензию Росприроднадзора или уполномочены Минпромторгом.
Сколько моделей в год на данный момент утилизируется в нашей стране, неизвестно. По предварительным расчетам, всего за 12 месяцев из эксплуатации выводится примерно 400 тыс. машин — легковых, грузовых, спецтехники и автобусов. Однако не все эти автомобили отправляются в промышленный шредер, но так или иначе их в итоге разбирают для разных целей.
На сколько вырастет утилизационный сбор
Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press
Кроме этого, индексация утилизационного сбора затронет не только легковушки, но и коммерческий транспорт: грузовые автомобили, прицепы, автобусы и спецтехнику. Правда, произойдет это не сразу — сбор для дорожно-строительной техники увеличится только с 2025 года и ежегодно будет расти на 15%.
Почему это важно для обычных водителей
К примеру, вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что с увеличением утильсбора цены на китайские модели даже в базовых версиях увеличатся примерно на 300 тыс. руб. Это около 10–20% от нынешней стоимости машин из КНР. Эксперт напомнил, что ставка на импортные автомобили теперь будет повышаться планомерно, каждый год, поэтому на нашем рынке будет устоявшийся тренд на рост цен.
Другие эксперты и участники рынка прогнозируют похожие цифры. Например, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша оценила возможное увеличение цен на автомобили в России в IV квартале 2024 года в 10–15%.
Что будет с локализованными машинами
На данный момент в России представлены 40 китайских автомобильных марок. Однако собственным производством в нашей стране могут похвастаться лишь некоторые из них. Например, Haval, Kaiyi, BAIC, SWM, Foton, JMC, Forthing, DFSK и Jetour.
Фото: MIT Russia / Global Look Press
Также в Москве налажена сборка продукции марки «Москвич». Под этим брендом в столице собирают китайские модели JAC.
Напомним, за локализацию компаниям начисляются баллы. Чем больше их количество, тем серьезнее господдержка, согласно подписанному специнвестконтракту.
Например, за локализацию сварки и окраски кузова или кабины начисляют 400 и 500 баллов соответственно. Штамповка не менее 30% стоит 100 баллов; не менее 70% — 300 баллов (за исключением автобусов). За использование российского металла, включая алюминий, не менее 70% общей массы кузова начисляют 200 баллов. При этом надо помнить, что высокий уровень локализации производства сейчас имеет только АвтоВАЗ.
Шапарин считает, что и компании со своим производством в России не смогут удержать нынешние цены на свои машины. По словам эксперта, утильсбор — это мощный фактор инфляции. «Поэтому корректировать цены в сторону повышения придется автопроизводителям, которые выпускают машины в нашей стране», — подчеркнул он.
Ограничения для «серых» импортеров
Фото: alexgo.photography / Shutterstock / FOTODOM
Помимо увеличенных ставок «утиля» новое постановление нанесло очередной удар по так называемому «серому» импорту. Ни для кого не секрет, что продавцы часто пользовались различными лазейками для снижения таможенной стоимость машины. Это позволяло им сделать цену модели более привлекательной для покупателя.
Один из способов — оформление автомобиля в странах ЕАЭС (чаще всего Белоруссия, а также Казахстан) и последующая продажа в России. Однако теперь этот «портал растаможки» правительство решило пресечь. Так, c 1 октября, если с момента ввоза в ЕАЭС не прошло одного года, то попадая в нашу страну, утильсбор будет коммерческим. В итоге под ударом тут в первую очередь оказались водителям, которые заказывают новые и подержанные автомобили из Европы.