Мы уже неоднократно рассказывали о том, как через Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) прокачивались деньги или от государства (в виде субсидий), или от автомобильных предприятий (в виде грантов) — на проведение неких опытно-конструкторских работ по автомобильной части. Не избежал этой повинности и КАМАЗ. Его взаимодействие от прочих нами рассмотренных (вроде создания ульяновского внедорожника Патриота-2020) отличает то, что СПбПУ привлекли по одному из ключевых и, вероятно, самых перспективных направлений развития КАМАЗа. Речь об «универсальной модульной платформе автобуса, троллейбуса, электробуса», совместная разработка которой была заявлена КАМАЗом и СПбПУ 24 мая 2018 года на экономическом форуме в Санкт-Петербурге.
Уже 18 июня 2018-го заводская делегация КАМАЗа посетила Инжиниринговый центр СПбПУ — «обсудить дальнейшую совместную работу по реализации». Обсудили. В ближайшие несколько месяцев СПбПУ получил от КАМАЗа гранты на несколько десятков миллионов рублей. Откуда это известно? Дело в том, что 29 ноября 2018 года СПбПУ разместил на сайте госзакупок сразу три заявки. Две — на «выполнение научно-исследовательских работ по теме “Разработка универсальной пассажирской платформы”»: на 21,0 млн и 24,7 млн рублей, и еще одну — на «выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» по той же теме, но на сумму 22,6 млн рублей. Все три заявки были оформлены с размещением по Федеральному закону № 223 «с закупкой у единственного поставщика», все три — в рамках исполнения СПбПУ «обязательств по договору № 12954/06010/50-18 от 31 октября 2018 года, заключенному между ФГАОУ ВО СПбПУ и ПАО КАМАЗ (далее — Головной заказчик)». Именно в рамках этого договора питерский университет и получил деньги от КАМАЗа. Увы, но технического задания на разработку платформы, которое обычно прикладывается к таким заявкам на госзакупках, в данном случае не имеется.
По одной заявке университета подрядчиком стало ООО «Центр технологического консалтинга», основным видом деятельности которого числятся «научные исследования и разработки в области естественных и технических наук»; по другой — ООО «Автопласт», где занимаются «производством прочих пластмассовых изделий»; по третьей — ООО «МастерБус», где, как ясно из названия, занимаются «производством автобусов и троллейбусов». Казалось бы, работа должна закипеть, а КАМАЗ и СПбПУ должны наперебой докладывать о состоянии дел — конструировании узлов и агрегатов, об испытании макетного образца и т. п. Увы. Имеем следующую хронологию. 6 июня 2019 года гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин встретился с ректором СПбПУ Андреем Рудским. Среди прочего «обсудили промежуточные результаты совместного проекта и перспективы сотрудничества в сфере создания модульной платформы автобуса, электробуса, троллейбуса».
Из релиза КАМАЗа об этой встрече понятно, что проект уже официально переименован в «Универсальную пассажирскую платформу» (УПП). Кроме того, оказалось, что реализован только первый его этап — «выполнен анализ тенденций развития городских автобусов, и разработаны предложения по базовому автобусу»! С такими скоростями лет через десять будет, дай бог, готов только макетный образец… Между тем именно в июне 2019 года был «дан старт эскизному проектированию».
Едем дальше. 20 февраля 2020 года состоялась «очередная рабочая встреча» руководителей и специалистов Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и ПАО «КАМАЗ», на которой снова «обсудили промежуточные итоги по универсальной платформе». Из релиза СПбПУ ясно, что к тому времени завершился второй этап проекта, по которому «все намеченные целевые показатели были достигнуты». Один из технических руководителей проекта Олег Клявин (он же — главный конструктор хорошо знакомой нашим читателям Камы-1) сообщил: «Сейчас мы уже готовы к началу технического проектирования и разработке конструкторской документации на прототипы и впоследствии на серийные автобусы». Ну то есть вот-вот — и мы увидим или ходовой макет, или даже опытный образец? Нет — опять тишина…
30 января 2021 года гендиректор КАМАЗа Когогин вновь вспомнил о разработке: «Хотим спроектировать весь спектр автобусов и электробусов от 9 до 18 метров в новом кузове, с лучшими характеристиками. Только так мы сможем наладить экспорт в Европу». Наконец, 14 февраля 2022-го гендиректор НЕФАЗа Владимир Курганов уточнил, что «выпуск нового модельного ряда пассажирского транспорта поколения А5 на базе универсальной модульной платформы, соответствующего всем современным требованиям» намечен только на 2025 год!
Однако, может быть, результаты совместной работы с питерским университетом Петра Великого уже применены на перспективных моделях, к примеру, на представленных в 2021 году сочлененном 18-метровом низкопольном автобусе особо большого класса, водоробусе и троллейбусе с увеличенным автономным ходом? Мы обратились с соответствующим расширенным запросом в пресс-службу КАМАЗа и получили такой ответ: «КАМАЗ сотрудничает с различными учебными заведениями по всей стране. Это обычная практика, когда выделяются грантовые деньги на проекты, которые интересны как производителям, так и учебным заведениям. Так как компания в настоящий момент ведет большое количество инновационных разработок, то выполнять все своими силами затратно как с финансовой, так и людской точки зрения. НТИ СПбПУ обладает очень высокой технической базой. Они разрабатывали проекты для различных автопроизводителей, причем не только из России. Все остальные вопросы сотрудничества мы раскроем, когда проект будет реализован».
Что ж, остается надеяться, что к моменту выхода новых образцов пассажирской техники не будет утрачена «инновационность» универсальной пассажирской платформы. А то ведь столько лет прошло… Собственно, и денег тоже грохнули порядком: если только СПбПУ выделил на субподрядчиков более 68 миллионов рублей, сколько же они получили от КАМАЗа?..