Подписаться на Telegram-канал
Угонять машины в России стало возможно по VIN. Информация, содержащаяся в идентификационном коде, позволяет изготавливать ключи к автомобилям иностранного производства. В зоне риска оказались тысячи автовладельцев
Фото: Lenar Nigmatullin / Shutterstock / FOTODOM
Как возникла проблема
После ухода сертифицированных дилеров европейских марок из России у автовладельцев стали возникать сложности с изготовлением дубликатов ключей при их утере. Чтобы сделать новый ключ и «пришить» его к современному автомобилю, требуется доступ к фирменному программному обеспечению производителя. С трудностями столкнулись как обладатели премиальных немецких машин (Mercedes-Benz, BMW, Audi), так и хозяева автомобилей среднего класса вроде Volkswagen и Skoda. Ушедшие автоконцерны закрыли доступ к своему ПО для российских пользователей.
Фирменный софт производителей находился за пределами России, поэтому сервисам по обслуживанию машин стало трудно создавать дубликаты ключей и привязывать их к конкретным машинам. Многие современные модели позволяют сделать это лишь при наличии интернет-связи с серверами брендов.
Решение проблемы с изготовлением новых ключей взамен утраченных в итоге было найдено. На помощь пришли третьи лица, через которых стало можно заказать оригинальные ключи в Армении, США, Турции и других странах. Появились и умельцы, перепрошивающие электронные блоки машин и отключающие иммобилайзеры. Безопасность с точки зрения угонов резко снизилась.
В чем опасность
Прежде российский автовладелец при утрате оригинального ключа обращался к официальному представителю марки. Изготовить новый ключ дилер брался лишь в случае стопроцентного подтверждения права собственности на автомобиль — при предъявлении СТС или выписки с портала госуслуг. Теперь изготовить новый ключ можно и без доказательств права собственности — в прямом смысле на честном слове. По факту все, что для этого нужно, — VIN-номер транспортного средства.
Процесс изготовления выглядит следующим образом:
Заказать новый ключ поставщик услуги нередко соглашается на чистом доверии. Помимо VIN-номера достаточно отправить фотографию или скан СТС и оплатить услугу. Проверить подлинность предоставленных документов у третьих лиц возможности нет. Более того, им это в принципе не интересно. Готовый ключ может оказаться как в руках реальных автовладельцев, так и у обычных угонщиков.
При чем здесь VIN
Фото: Mark Anthony Ray / Shutterstock / FOTODOM
Ключевую роль в процессе изготовления ключей к автомобилям играет VIN-номер. В уникальном 17-значном коде зашифрована полная информация о конкретной машине — от наименования производителя до даты, места выпуска, цвета и подробной комплектации. VIN является уникальным и не меняется. Последние шесть знаков — это серийный номер автомобиля. По этому коду можно, в том числе, получить сведения о ключах. Им производитель пользуется при выпуске дубликатов.
На современных автомобилях VIN часто указан в специальном окошечке на лобовом стекле, где его легко обнаружить. Прочитав номер, любой человек может обратиться к посредникам с просьбой изготовить новый ключ, предоставив поддельное СТС или войдя в доверие.
Физически закрыв VIN-номер, обезопасить автомобиль от изготовления нового ключа не получится. Это лишь немного усложнит задачу для потенциальных автоугонщиков. Получить сведения об уникальном коде можно, например, за небольшую плату: из отчета, предоставляемого популярными интернет-сервисами по продаже автомобилей. Для этого требуется указать регистрационный номер транспортного средства, который есть у любой машины, стоящей на учете.
Как делают ключи
Смарт-ключи для машин делают сами автопроизводители. Раньше изготовить и запрограммировать их можно было прямо в России, теперь — в стране производства или третьих странах, где есть официальные дилеры. Единственное изменение — это удлинение цепочек поставки и затраченного времени (процедура может растянуться на 3–4 месяца).
Фото: North Monaco / Shutterstock / FOTODOM
Может ли ключ открыть и завести машину сразу
Блогер Кирилл Чернов с канала AvtoREVIZORRO провел эксперимент с заказом нового ключа для кроссовера BMW X5 2021 года выпуска. Ключ, изготовленный по VIN-номеру и доставленный в Россию, без проблем открыл автомобиль G-серии. Не потребовалось ни перепрошивки блоков, ни вскрытия машины, ни прописки ключа специальным ПО непосредственно в России.
«Для заказа ключа нужен только VIN, а далее все зависит от порядочности и ответственности того, к кому обращается клиент. Так или иначе все, кто занимается изготовлением ключа, просят документы, подтверждающие собственность. Но это они просят у вас по телефону. Что мешает умельцам произвести ключ просто по VIN? Ничего», — резюмировала эксперт. Она также напомнила, что при обращении к любому частному лицу, а не к дилеру, клиент всегда действует на свой страх и риск.
В «Авилоне», напротив, заверили, что привезти в Россию готовые ключи, которые сразу могут открывать и заводить автомобили, невозможно.
Автоматическая привязка ключей к машинам концерна VAG не работает, однако изготовить не только смарт-ключ, но и механическую вставку по VIN-номеру через посредников можно. Это позволяет попасть в машину для последующей привязки нового ключа и угона. На удаление старых ключей и записи новых обычно уходит не более трех минут.
По словам Татьяны Луговских, после ухода официальных дилеров из России риск угона машин с применением фирменных ключей, заказанных через третьих лиц, действительно вырос. Сейчас электронный ключ уже не гарантирует сохранность. Обезопасить автомобиль от кражи помогают механические блокираторы.
Материалы по теме:
Что делать, если потерял ключи: инструкция
Эксперт назвал самые уязвимые для угона китайские автомобили
Самые хитрые и наглые способы угона автомобилей в России. Видео
Как найти угнанную машину: 7 советов