Подписаться на Telegram-канал
Кузов автомобиля — это одна из важнейших частей машины, позволяющая разместить пассажиров и груз. От него зависит функционал, комфорт и внешний облик. Какие бывают виды кузовов, в чем их особенности и на что нужно обрати
Фото: Art Konovalov / Shutterstock / FOTODOM
- Классификация кузовов
- Типы у легковых автомобилей
- Типы у грузовых автомобилей
- Как выбрать кузов
Классификация кузовов по объемам
Кузовы принято разделять по объемам. В такой классификации рассматривают размещение трех элементов машины: двигателя, пассажиров и груза.
(Фото: УАЗ)
(Фото: Ford)
(Фото: Hyundai)
Какие еще существуют классификации
Кузов может быть прикреплен к раме автомобиля или быть несущим. Во втором случае все элементы ходовой части устанавливают на кузове, усиленном лонжеронами — силовыми элементами, которые повышают прочность днища машины. Современные автомобили чаще делают с несущим кузовом. Такая конструкция уменьшает массу, улучшает управляемость и ремонтопригодность. Преимущества рамных машин — в грузоподъемности и повышенной проходимости. Зачастую раму можно встретить на грузовиках и внедорожниках.
Еще одно популярное разделение кузовов — на закрытые и открытые. Закрытый тип кузова имеет жесткую стационарную крышу, в машинах открытого типа — верх съемный или убирающийся.
В разных странах свои обозначения кузовов. В США универсалы называют wagon, а в Великобритании — estate. Небольшие минивэны в Европе — «компактвэны», а в Японии они получили аббревиатуру MPV (Multi-Purpose Vehicle).
Типы кузова легковых автомобилей
Седан
Трехобъемный кузов: двигатель, пассажиры и груз изолированы друг от друга. У седанов четыре двери, два ряда сидений, вместительный багажник и жесткая стационарная крыша. В некоторых моделях можно сложить спинки задних сидений, чтобы получить доступ к багажнику и перевозить негабаритный груз. Однако объединить два отделения невозможно: задняя полка несъемная. Чаще всего седаны используют как семейные авто или деловые (автомобили классов D, E, F).
(Фото: LADA Нижегородец)
Купе
Этот вид кузова напоминает укороченную версию седанов. Термин «купе» произошел от французского слова coupe — резать, отсекать. В отличие от седана, у купе две двери, тесный задний ряд или сиденье отсутствует вовсе. Такой тип кузова выделяется спортивным дизайном и хорошей маневренностью.
(Фото: Toyota)
Хетчбэк
У хетчбэков салон и багажник объединены. Они бывают трех- и пятидверными. Укороченный задний свес упрощает управление, а небольшой двигатель делает такие машины экономичнее. В хетчбэках складываются задние сиденья, что увеличивает вместительность. Их используют для езды по городу и активного отдыха.
(Фото: Volkswagen)
Лифтбэк
Кузовы, находящиеся на границе седанов и хетчбэков. Лифтбэки внешним видом напоминают седаны, но их багажник объединен с салоном. Крышку багажника открывают вместе с задним стеклом.
(Фото: Autonews.ru)
Фастбэк
Особенность фастбэков: линия крыши, переходящая в крышку багажника, при этом открывают ее без заднего стекла.
(Фото: Hyundai)
Универсал
Пятидверный автомобиль, напоминающий хетчбэк с удлиненным багажником. Универсалы отличаются от хетчбэков большей вместительностью и грузоподъемностью, но из-за большого заднего свеса и мощного двигателя у них хуже маневренность и выше расход топлива.
(Фото: Volvo)
Кабриолет
Чаще двухдверный автомобиль (реже четырехдверные) с мягкой либо жесткой съемной или складывающейся крышей. Оснащен одним или двумя рядами сидений. К кабриолетам относят родстеры (спортивная версия), тарги (со снимающейся крышей, но стационарным задним стеклом), спидстеры (без складывающейся крыши, заднего и боковых окон) и другие. Кабриолеты — непрактичные автомобили и больше подходят для регионов с теплым сухим климатом.
(Фото: Aston Martin)
Минивэн
Одно- или двухобъеный тип кузова, в зависимости от конкретной модели. Отличается высокой крышей, просторным салоном с двумя или более рядами сидений. Доступ в багажник есть через заднюю дверь. Минивэны подходят для больших семей, а также для пассажирских перевозок.
(Фото: Citroen)
Внедорожник
Автомобиль повышенной проходимости для езды по бездорожью, туризма, охоты или рыбалки. Отличается высокой посадкой водителя, большим клиренсом, полным или подключаемым приводом. Кузов во внедорожниках могут крепить к усиленной раме.
(Фото: Jeep)
Кроссовер
Один из самых популярных видов кузова. Crossover Utility Vehicle (CUV) — компромисс между городским автомобилем и внедорожником. Они имеют схожий кузов с внедорожниками, неплохую проходимость, при этом у них лучше динамика и небольшое потребление топлива. Среди автомобилистов кроссоверы принято называть «паркетными внедорожниками» или «паркетниками», так как они в большей степени ориентированы на движение по асфальту. Их покупают, когда нужно совместить комфорт и функциональность.
(Фото: Geely)
Лимузин
Удлиненная версия седана, где все сделано для комфорта пассажиров. Кузов отличается вставкой между передними и задними дверьми. Передние сидения отделены от пассажирских перегородкой. Лимузины бывают на базе внедорожников (например, в России популярна версия лимузина марки Hammer). Особенно распространены стретч-лимузины — это не заводские удлиненные версии обычных моделей автомобилей, которые выпускают специализированные компании.
(Фото: Art Konovalov / Shutterstock / FOTODOM)
Редкие виды кузовов
Типов кузовов автомобилей — множество, и нет единой типологии, которую признавали бы во всех странах. Существуют типы кузовов, которые редко можно встретить на дорогах.
Типы кузова грузовых автомобилей
Пикап
Компромисс между повседневным автомобилем и машиной для перевозки грузов. Трехобъемный кузов имеет капот, двух- или четырехдверный салон и открытую платформу для транспортировки груза. Пикапы бывают с полным или задним приводом. Пикапы появились в Северной Америке (там их называют «траками») и до сих пор остаются там одним из самых популярных видов автомобилей. Пикапы подходят тем, кто живет за городом, а также любителям активного отдыха.
(Фото: Ford)
Фургон
Особенность фургонов — большой закрытый грузовой отсек, расположенный за водительской кабиной. Фургоны бывают цельнометаллические, когда кабина и багажник — части одного кузова, или с боксами, отдельными от кабины. Такие машины используют для коммерческих перевозок грузов. В некоторых фургонах предусмотрели возможность установить дополнительные ряды сидений
(Фото: Ford)
Легковой фургон
Такие машины конструируют на базе легковых автомобилей, внешне они напоминают универсалы без задних стекол. Передние сидения могут быть отдельно либо в одном пространстве с грузовым отсеком. Автофургоны используют для коммерческих перевозок небольших грузов.
(Фото: АвтоВАЗ)
Седельный автомобильный поезд (фура)
Грузовик, к которому крепится полуприцеп. Существуют капотные и бескапотные кузовы. Прицеп устанавливают в зависимости от грузов. Фуры бывают тентовые, бортовые, шторные, самосвальные и так далее.
(Фото: Scania)
Характеристики кузовов автомобилей | ||||
Тип кузова | Кол-во объемов | Кол-во мест | Кол-во дверей | Крыша |
Седан | 3 | 4–5 | 4 | Жесткая |
Купе | 3 | 2–4 | 2 | Жесткая |
Хетчбэк | 2 | 4–5 | 3–5 | Жесткая |
Универсал | 2 | 4–7 | 3–5 | Жесткая |
Кабриолет | 3 | 2–4 | 2 | Складная |
Минивэн | 1–2 | 5–9 | 5 | Жесткая |
Внедорожник | 2 | 4–5 | 3–5 | Жесткая |
Кроссовер | 2 | 4–5 | 5 | Жесткая |
Лимузин | 3 | 5–18 | 4–6 | Жесткая |
Пикап | 3 | 2–5 | 2–4 | Жесткая |
Фургон | 1–2 | 2–8 | 3–5 | Жесткая |
Легковой фургон | 2–3 | 2 | 3–5 | Жесткая |
Какой тип кузова выбрать: советы эксперта
Олег Амиров, президент Союза автоэкспертов и оценщиков, основатель компании AutoExpert
На что стоит обращать внимание при выборе кузова? По каким критериям стоит выбирать кузов авто?
Покупатель должен задать себе вопрос, как он будет использовать автомобиль. Стоит узнать о надежности и ремонтопригодности интересующей модели. Еще один критерий — внешний вид. Машина должна визуально нравиться владельцу. Иногда автомобилисты руководствуются предпочтениями по маркам. Но в таком случае есть вероятность обойти стороной хорошие модели. К примеру, кто-то считает, что «французов» рассматривать не будет. Хотя те же Renault зарекомендовали себя в России как надежные машины.
Чего точно не стоит делать при выборе кузова авто?
Нужно определить для себя функционал автомобиля и не отходить от него. Если вам необходимо ежедневно ездить по городу с плотным трафиком, например, по Москве, где сложно припарковаться, то лучше выбирать кузов меньших габаритов — например, хэтчбек. Если машину выбирает человек, занимающийся бизнесом, то, естественно, ему нужно выбирать машины из премиального сегмента.
Какие типы кузовов россияне сейчас чаще рассматривают для покупки?
Однозначно в лидерах — седаны. Затем идут кроссоверы, хетчбэки и универсалы. Так исторически сложились предпочтения. Выбор может зависеть от регионов. В Москве дороги ровные, и клиренс не имеет сильного значения. А в регионах это может стать важным фактором, и автомобилисты сделают выбор в пользу кроссоверов.
Читайте также:
Что такое классы автомобилей: в чем их разница
Крутые машины, ради которых объединялись компании. Иначе их бы не было