Ступичный подшипник: что это, где находится и как понять, что пора менять

AutoDec  » Новости »  Ступичный подшипник: что это, где находится и как понять, что пора менять

Эта небольшая деталь выполняет важнейшую функцию: без ступичного подшипника колесо просто не будет вращаться. Разбираемся в устройстве и неисправностях

Фото: counterman.com


Фото: counterman.com

  1. Где находится ступичный подшипник
  2. Устройство
  3. Признаки неисправности
  4. Как поменять ступичный подшипник
  5. Как продлить срок службы
  6. Рейтинг ступичных подшипников

Ступичный подшипник — это деталь, предназначенная для обеспечения вращения колеса. Входит в состав ступичного узла. Современные исполнения представляют собой необслуживаемую сборку из двух подшипников — так называемые HUB-подшипники или HUB-ступицы.

Где находится ступичный подшипник

Деталь (или детали, если подшипника два) находится в районе колеса, внутри корпуса, который называется ступичный узел или просто ступица. Устройство передних и задних ступиц отличается, но общий принцип одинаков. Подробно данный узел и его функции мы обсуждали в отдельной статье. А сегодня в подробностях рассмотрим, как устроен сам подшипник и чем отличаются основные его виды.

Устройство ступичного подшипника

Ступичные подшипники можно разделить на две группы: классические (обслуживаемые) и HUB-подшипники. Рассмотрим устройство обоих типов.

Классические однорядные (обслуживаемые)

Как понятно из названия, подвижные элементы (шарики или ролики) расположены в один ряд. Но так как ступица — крайне нагруженный узел, одной детали будет недостаточно. Поэтому однорядные подшипники устанавливаются парами, на некотором расстоянии друг от друга — так на них равномернее распределяется нагрузка. Ниже приведена иллюстрация типичного ступичного узла с двумя однорядными подшипниками.

Ступичный узел с двумя однорядными подшипниками

Ступичный узел с двумя однорядными подшипниками
(Фото: drive2.ru)

Темно-зеленым цветом показан поворотный кулак, сиреневым — ступица, желтым — ШРУС. Интересующие нас детали выделены синим — это внешние корпуса двух ступичных подшипников с красными роликами внутри. Такие подшипники, в которых ролики расположены под углом (для лучшего сопротивления нагрузкам), называются радиально-упорными.

Однорядные подшипники при необходимости могут быть извлечены, обслужены и установлены обратно. Также возможна их отдельная замена. Поэтому разборные ступицы с классическими подшипниками дешевле и ремонтопригоднее.

HUB-подшипники (необслуживаемые)

Более современное исполнение подразумевает наличие единого неразборного корпуса, уже содержащего внутри себя два ряда шариков или роликов. Такая конструкция называется HUB — hub unit bearings — «подшипники в единой сборке». Ступичные HUB-подшипники делятся на поколения (HUB-I, HUB-II, HUB-III) и различаются нюансами конструктива, но общая идея одна: неразборный необслуживаемый корпус, заполненный заводской смазкой.

Плюсы HUB-подшипников заключаются в простоте монтажа и демонтажа (вместо нескольких деталей — единый узел), а также в высокой точности посадки и меньших биениях. Обратной стороной является высокая стоимость и невозможность обслужить узел за скромный бюджет.

Ступичный HUB-подшипник

Ступичный HUB-подшипник
(Фото: kr.kompass.com)

Признаки неисправности ступичного подшипника — как проверить

Замена ступичного подшипника

Как и всегда, приоритетом должна являться последовательность, описанная в руководстве по ремонту к конкретному автомобилю. А в общем случае алгоритм замены ступичных подшипников выглядит следующим образом.

  1. Снять декоративный колпак колесного диска для доступа к ступичной гайке/болту. Пока машина на земле, сорвать ступичную гайку/болт (не откручивать).
  2. Поднять машину на домкрате, снять колесо и демонтировать элементы тормозной системы: суппорт с диском или тормозной барабан.
  3. Полностью открутить ступичную гайку/болт. Далее открутить (при наличии) контрящую шайбу, контргайку и прочие элементы, фиксирующие ступицу в подвеске.
  4. Снять ступицу в сборе. В ряде случаев для этого также необходимо открутить ее корпус от элемента подвески с внутренней стороны.

Далее для отдельной выпрессовки и замены подшипников может понадобиться специальный съемник. Если же речь идет о HUB-подшипнике, узел меняется целиком.

Процесс замены ступичного подшипника

Процесс замены ступичного подшипника
(Фото: WHAAAT / drive2.ru)

При обратной сборке необходимо строго соблюдать предписанные руководством алгоритмы, а также контролировать работу с резьбовыми соединениями динамометрическим ключом. В противном случае высока вероятность недотяжки или, напротив, перетяжки ступичных подшипников, что приведет к их быстрому износу и выходу из строя.

Как продлить срок службы ступичного подшипника

При правильной установке современные HUB-подшипники (а их сегодня большинство) не требуют какого-либо контроля или обслуживания на протяжении всего строка службы. Что касается «классики», здесь следует соблюдать предписания руководства по эксплуатации. Если ступичный узел требует регулярного внимания, такие процедуры и их частота обязательно будут указаны в документации. Обычно это периодическая проверка затяжки, а также разборка ступицы для проверки и смазки подшипников.

Рейтинг ступичных подшипников

Приведем список наиболее зарекомендовавших себя марок, выпускающих ступичные подшипники.

  1. SKF. Известнейший шведский бренд, специализирующийся на подшипниках.
  2. Koyo. Японская фирма, занимающаяся подшипниками всех видов.
  3. SNR. Французский поставщик подшипников, в том числе на конвейеры различных автопроизводителей.
  4. NSK. Еще один японский производитель, поставляющий подшипники прямиком на заводы.
  5. FAG. Известный немецкий производитель подшипников.

Читайте также:


Источник