Страховщики хотят вернуть плановый техосмотр. Кого затронет и чем он плох

AutoDec  » Новости »  Страховщики хотят вернуть плановый техосмотр. Кого затронет и чем он плох

Страховщики задумались о возвращении обязательного техосмотра для 10-летних автомобилей. Autonews.ru разобрался, зачем это нужно, как это отразится на автовладельцах и что по этому поводу думают эксперты

Фото: Aleksander Polyakov / Global Look Press


Фото: Aleksander Polyakov / Global Look Press

Что предлагают страховщики

«Вероятность ухудшения технического состояния таких машин повышается, и это влияет на безопасность дорожного движения и экологию. Поэтому уже сегодня нужно задумываться как мотивировать водителей старых автомобилей эффективно контролировать техническое состояние своих машин, чтобы снизить вероятность нанесения вреда окружающей среде и другим участникам дорожного движения», — объяснил Ефремов.

При этом в РСА признали, что над проектом еще придется работать из-за ряда спорных моментов. К примеру, Ефремов согласился с тем, что сейчас в стране есть автомобили в возрасте трех-четырех лет, пробег которых может превышать и 500 тыс. км (те же модели, ранее трудившиеся в такси). Одновременно 10-летняя машина, которая была в личном пользовании, могла проехать в разы меньше. Причем сейчас такой автомобиль находится в гораздо лучшем состоянии, но при этом техосмотр, в отличии от первого варианта (согласно инициативе РСА), проходить будет обязан.

«Водителю, у которого автомобиль старше 10 лет, можно предоставить возможность пройти технический осмотр или ежегодное техническое обслуживание на СТО с проведением диагностики (инструментального контроля) — вариантов может быть много. Или, как вариант, следует начинать контроль с автомобилей старше 15 лет. Главное, что мы должны найти для России тот возраст или эксплуатационный пробег транспортного средства, после которого необходим дополнительный технический контроль», — рассуждает Ефремов.

В качестве примера, описывающего масштаб проблемы, он привел статистику аналитиков агентства «Автостат», согласно которой средний возраст легковых машин в России составляет 15 лет. При этом почти 70% всех автомобилей имеют возраст 10 лет.

Фото: Autonews.ru


Фото: Autonews.ru

«Это просто пустая формальность»

На предложение РСА уже отреагировали в Госдуме. В частности, лидер думской фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов выступил против этой инициативы. Парламентарий назвал техосмотр пустой формальностью и поводом «отнимать у водителей деньги и время». Кроме того, он считает, что никаких объективных поводов для возвращения этой обязательной процедуры в России сейчас нет.

«По статистике МВД, в прошлом году доля ДТП, при которых зафиксированы технические неисправности автомобиля, составила лишь 3,9%. Эта доля всегда была мизерной. И после отмены обязательного ТО число аварий по причине технеисправностей не росло», — поделился статистикой Миронов.

В то же время член комитета Госдумы по транспорту, президент Союза транспортников России Виталий Ефимов («Единая Россия») инициативу поддержал. «Мы должны обеспечить безопасность пассажиров, потому что наши автобусы дважды в год проходят техосмотр. Мы также должны гарантировать, что каждый автомобиль такси исправный. <…> Возвращать [техосмотр], конечно, надо», — сказал он в беседе с Lenta.ru.

«Обязательный техосмотр вернут для всех»

«Да, конечно, это прямая угроза безопасности на дорогах», — сказал эксперт.

Однако Шапарин добавил, что сама инициатива не решит эту проблему, а представляет собой лишь часть глобального плана страховщиков по сохранению за собой «огромной рыночной истории».

«Все эти полномочия они должны были передать Росаккредитации. Но в полном объеме этого сделано не было», — напомнил специалист.

Фото: Autonews.ru


Фото: Autonews.ru

Также он заявил, что в нынешнем техосмотре никакой «решающей пользы» для водителей нет, а сама процедура является абсолютной формальностью, где никто «толком ничего не проверяет». По мнению Шапарина, если эти проверки и возрождать, то от участия в процессе стоит отказаться страховым компаниям.

«Второй принципиально важный вопрос — техосмотр надо наполнить пользой для водителя. Автомобилист должен понимать, что это не формальность, а нужная в первую очередь для него процедура. Например, дополнить ее диагностикой подвески или еще чем-то полезным. Таким образом, водитель будет понимать, что тратит деньги на действительно нужные проверки», — резюмировал эксперт.

Аналогичного мнения придерживается заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Александр Холодов. По его словам, это предложение — лишь начальный этап планов по возвращению в России обязательного для всех техосмотра.

«Было совершенно очевидно, что когда убирали техосмотр, это послабление было не навсегда. Просто на тот момент эта процедура в стране была полностью убита. Ни для кого не секрет, что в 99% случаев все эти диагностические карты продавались за деньги без всяких проверок автомобиля. Разумеется, были и исключения из правил, но в основном речь шла именно о покупке этих бумажек», — говорит Холодов.

При этом эксперт считает, что после реформирования процедуры техосмотра ситуация стала постепенно меняться за счет высвобождения ресурса и усиления контроля. В частности, он привел пример обязательной фото- видеофиксации процесса.

«Результатом оказались довольны, и теперь они хотят расширить действия программы на другие категории транспортных средств. Однако начать реально проверять состояние всех автомобилей сейчас попросту нет возможности. Это приведет к коллапсу. Поэтому пока речь идет о 10-летних автомобилях. Если эксперимент будет признан удачным, наверняка его действие будет расширено и на другие машины. Исключением, наверное, станут лишь новые модели», — сказал эксперт.

Холодов считает, что фактически своими действиями страховщики вновь хотят вернуть себе полный контроль над техосмотром, так как изначально со своей задачей они просто не справились. Однако в этот раз действовать они планируют постепенно, учитывая прежние ошибки.

Фото: Autonews.ru


Фото: Autonews.ru

Кто сейчас проходит техосмотр

Напомним, президент России Владимир Путин отменил обязательный техосмотр и перевел его на добровольную основу в декабре 2021 года. Однако в некоторых случаях получать диагностическую карту водители по-прежнему обязаны. Пройти процедуру придется:

 — Сколько и как сегодня зарабатывают автомеханики в России

 — В России с 1 января 2024 года подорожал техосмотр

 — Техосмотр 2024: все, что нужно знать водителям

 — Что будет, если попасть в ДТП без техосмотра. Страховщики все объяснили


Источник