Объем легального рынка такси по итогам 2021 года достиг 820 млрд рублей, об этом сообщает РБК со ссылкой на масштабное ежегодное исследование Аналитического центра при правительстве РФ. Оборот рынка относительно 2020-го вырос на 27%.
Из указанной суммы 650 млрд рублей — это заработок легальных таксистов, около 166 млрд рублей — доходы таксопарков и агрегаторов.
Нелегальные перевозчики, по оценкам Аналитического центра, заработали в прошлом году как минимум 157 млрд рублей, что соответствует 19% оборота легального рынка такси.
На постоянной основе в 2021 году в РФ в такси работали 575 тысяч человек, +3,4% по сравнению с 2020-м. Тех, кто подрабатывает таксистом, насчитали 139 тысяч человек, +29%. Число автомобилей, используемых для таксомоторных перевозок, составляло 406 тысяч единиц, +1,5%.
В правительстве зафиксировали, что средний заработок таксистов в городах-миллионниках вырос до 83 тысяч рублей в месяц, но в небольших городах с населением менее 100 тысяч человек он, наоборот, сократился и составил 15 тысяч. Напомним, в 2019-м таксист в миллионнике в среднем имел 77 тысяч в месяц, а в небольшом городе — 36 тысяч рублей. Данных по заработкам за 2020 год у правительства нет.
По доле в доходах среди агрегаторов с наибольшим отрывом в прошлом году лидировало «Яндекс.Такси» (66%), далее — «Ситимобил» (8,3%), «Максим» (7%), ГК «Везет» (7%) и Gett (6,6%).
На фоне ужесточенных санкций против России из-за спецоперации на Украине в 2022 году рынок таксомоторных перевозок претерпит глубокие изменения, пишет РБК. Об уходе из РФ объявили Gett и «Ситимобил», последний должен был прекратить работу 15 апреля, однако в итоге о покупке активов «Ситимобила» договорилась компания People & People, которая уже имеет в своем портфеле несколько сервисов, в том числе «Таксовичкофф».
В России из-за экономического кризиса значительно подорожали лизинг, автомобили и запчасти, что грозит продлением сроков эксплуатации машин в таксопарках, а также снижением маржи компаний. Определенные риски несет и все еще не утвержденный федеральный закон «О такси». С его помощью Минтранс РФ хочет навести порядок в этой сфере рынка — ввести минимальный тариф на перевозку пассажиров и багажа; ограничить количество легковых такси для каждого региона; обязать устанавливать устройства контроля за вниманием и усталостью водителя; ввести ответственность агрегаторов в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира, если у водителя не было разрешения или оно было аннулировано; обязать агрегаторы открывать представительства в регионах присутствия, заключать договор с самозанятыми; обязать таксопарки предоставить «автоматизированный удаленный доступ» к своим информационным системам и данным Федеральной службе безопасности (ФСБ).