Lada Vesta, украшенная литерой Z, — на таком автомобиле губернатор Самарской области Дмитрий Азаров и президент АВТОВАЗа Максим Соколов отправились на совещание к Владимиру Путину по ситуации в автопроме. Символично здесь все. Во-первых, выбор модели: производственная площадка в Ижевске остановлена как минимум до конца осени, и, судя по всему, сборку Весты уже не возобновят, хотя Соколов и пообещал перезапуск «в среднесрочной перспективе». В свою очередь, литера Z указывает, что спасение российского автопрома — это важная промышленная спецоперация, значение которой трудно переоценить. Напомним, что на этой неделе работают только два завода по производству легковых автомобилей — отечественный АВТОВАЗ и китайский «Хавейл».
Еще до начала совещания глава АВТОВАЗа сообщил, что по соглашению с Renault площадка в Тольятти сможет выпускать модели Sandero и Logan, если менеджмент увидит в этом «целесообразность»: «У нас есть лицензии по соглашению на производство этих автомобилей. Даже на новой платформе, так же как и Renault Duster». Напомним, что Sandero и Logan второго поколения, в отличие от моделей первого, не выпускали на московском заводе: АВТОВАЗ стал поставщиком большого объема кузовной штамповки, и тогдашняя администрация Renault решила разумно перенести выпуск в Тольятти, чтобы избежать больших расходов на доставку «кузовщины».
Между тем локализация у Sandero и Logan второго поколения еще ниже, чем у Vesta. Согласно действующему «заключению о промышленной сборке», выданному Минпромторгом, без учета баллов за НИОКР самые локализованные модификации Logan (4SRMA4, 4SRMAG, 4SRMAZ) набирают только 1845 баллов. При этом с 1 января 2022 года для полной компенсации утильсбора модель должна набирать 2000 баллов, притом что как раз с этого года за наличие СПИКа уже не начисляется ни одного балла. Что касается Sandero и Logan третьего поколения, то эти модели базируются на платформе В0, и по состоянию на начало украинских событий по ним не была закончена подготовка производства. В этом смысле мы прогнозируем, что в Тольятти не будут выпускать ни второе, ни третье поколения — как раз за отсутствием «целесообразности».
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров перед встречей сообщил, что с президентом планируется обсудить меры стимулирования спроса на автомобили, который сейчас в РФ резко сократился из-за высоких цен. Во время нашего недавнего объезда дилеров мы убедились, что цены действительно высоки — но только ли в ценах дело? За Lada Granta сейчас просят от 850 тысяч, за Vesta — 1,2 миллиона? Не кардинально выше, чем перед началом украинских событий. Может быть, дело не в ценах?.. Между тем Мантуров предполагал обсудить на совещании перезапуск программы льготного автокредитования и некие «краткосрочные меры» для повышения спроса. Вернемся к заявлениям президента АВТОВАЗа Максима Соколова до встречи. В частности, он уточнил, что предприятие планирует разработать полностью новую российскую платформу в течение 3–4 лет, при этом в целом затраты на НИОКР (включая разработку платформы) до конца этого года составят один миллиард рублей. Что здесь можно сказать? Очевидно, что деньги действительно могут выделить, только вот спроектированная через несколько лет платформа может лишь усилить отставание отечественного автогиганта. Во-первых, у АВТОВАЗа просто нет и, как ни печально, уже не намечается появления тех самых «компетенций», о которых постоянно говорит министр Мантуров, во-вторых, чтобы новая платформа была современной, современной должна быть и текущая платформа, но этого мы, увы, не наблюдаем. Из этой ситуации у АВТОВАЗа выхода два: либо «полностью новая платформа» будет российской, но привычно отсталой, либо, как обычно, без заграничного инжиниринига не обойтись. Наконец, отметим, что, судя по всему, Максим Соколов не погружен в реалии мирового автопрома: новую платформу разрабатывают сейчас за полтора-два года.
Совещание по автопрому в Константиновском дворце прошло в широком составе: Юрий Борисов — заместитель председателя правительства РФ, Максим Орешкин — помощник президента РФ, Денис Мантуров — министр промышленности и торговли РФ, Максим Решетников — министр экономического развития РФ, Виталий Савельев — министр транспорта РФ, Антон Силуанов — министр финансов РФ, Эльвира Набиуллина — председатель ЦБ РФ, Рустам Минниханов — президент Татарстана, Антон Алиханов — губернатор Калининградской области, Владислав Шапша – губернатор Калужской области, Глеб Никитин — губернатор Нижегородской области, Дмитрий Азаров — губернатор Самарской области, Алексей Дюмин — губернатор Тульской области, Александр Беглов — губернатор Санкт-Петербурга, Сергей Когогин — генеральный директор ПАО «КАМАЗ», Николай Соболев — генеральный директор ПАО «Соллерс Авто», Максим Соколов — президент АО «АВТОВАЗ» и Вадим Сорокин — президент ООО «УК Группа ГАЗ». В этом списке явно не хватает гендиректора российского завода Haval Хао Гоюна — ведь завод не собирается сворачивать сборку. Кроме того, в зале не было и представителей «Автотора». Отметим, что от Москвы не было ни Сергея Собянина, ни директора «Автомобильного завода «Москвич» Дмитрия Пронина. Тревожно за «Москвич»!
Совещание открыл президент Путин, начав со статистики, которая нам хорошо знакома. Главнокомандующий уточнил, что ситуация на рынке сложилась непростая, и попросил правительство рассказать об оперативных мерах, направленных на стабилизацию внутреннего рынка. По мнению президента, разработанные меры должны решать две задачи: обеспечивать работу автозаводов, восстановив их снабжение компонентами, и сохранить высококвалифицированных специалистов. Владимир Путин сообщил, что рассчитывает услышать от собравшихся, как идет работа по импортозамещению, программы по которому реализуются с 2014 года, и подчеркнул, что «необходимо выдерживать ориентир на технологический суверенитет России» и добиваться увеличения доли российских ноу-хау и авторских прав. Кроме того, В. Путин выразил обеспокоенность понижением экологического класса выпускаемых грузовиков в рамках восстановления цепочек поставки комплектующих: это делает наши машины неконкурентоспособными на рынках дружественных стран.
Коснулся В. Путин и вопроса роста цен, отметив, что вызван сокращением производства, попутно обнаружив дефицит предложения. Этот фактор президент посчитал ключевым на рынке легковых автомобилей. С этим мы никак не можем согласиться и в который раз отправляем наших читателей (и президента вместе с ними) к нашему материалу по объезду дилеров: единственный дефицит в московских автосалонах,что мы зафиксировали касается моделей BMW, иссякают запасы по «маленьким» маркам вроде Land Rover, но живые образцы есть и по ним. В тот самый момент, когда Владимир Путин предложил перейти к докладам и пригласил к микрофону министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, прямая трансляция на официальном телеграм-канале Кремля прервалась. О чем докладывал Денис Валентинович и другие собравшиеся президенту пока осталось тайной, потому что возобновили эфир когда Владимир Путин перешел к подведению итогов в своем заключительном слове…
Путин обратил внимание на важность автомобильной отрасли, в которой одно рабочее место дает семь других (заместитель председателя правительства Борисов поправил — «девять»), и попросил до 1 сентября разработать и утвердить обновленную стратегию автомобильной промышленности «с учетом сегодняшних реалий». Ее ключевым элементом должно стать наличие у России собственных «критических технологий и производств». Особое внимание Путин уделил развитию транспорта на газомоторном топливе и попросил глав регионов поработать над расширением сети газовых заправок: «Это наше преимущество. Если будет сеть — будет и спрос на эту технику. Это один из ключевых элементов. Сразу ситуация в автопроме поменяется в целом потому что поменяется экологичность». Стало быть, найден ключ к успеху!
В общем, если вдруг выступления собравшихся рассекретят, мы их непременно осветим, равно как и новую концепцию развития автопрома, в связи с которой встает важный вопрос: будет ли развитие газовых заправок исключать развитие сети электрозарядных станций. Впрочем, видимо, нет, потому что уже после встречи министр Мантуров сделал небольшое заявление о выделении средств: поддержка автокредитования — 10,2 млрд руб., льготный лизинг — 4,9 млрд руб., скидки по электротранспорту — 2,6 млрд руб., на газомоторную технику — 3,3 млрд руб.