Протектор шин: что это и как определить допустимый остаток, требования

AutoDec  » Новости »  Протектор шин: что это и как определить допустимый остаток, требования
0 комментариев

Подписаться на Telegram-канал

Протектор покрышки — не просто узор вольной формы и рельефа, а досконально рассчитанный инженерами элемент. О протекторе и связанными с ним заблуждениями — в материале Autonews.ru

Фото: Wolfgang Kumm / dpa / Global Look Press


Фото: Wolfgang Kumm / dpa / Global Look Press

  1. Что такое остаточная глубина протектора шин
  2. Требования ПДД к глубине протектора
  3. M+S — не всесезонка
  4. Заблуждения и мифы о протекторе шин
  5. Как понять, что шины износились

Что такое остаточная глубина протектора шин

Остаточная глубина протектора (его также называют рисунком шины) — это кратчайшее расстояние между самой нижней и самой высокой точками профиля протектора. Измеряется в миллиметрах и имеет закрепленные правилами дорожного движения допуски для различных транспортных средств и типов резины. Пример измерения остаточной глубины показан ниже.

Фото: Oliver Ring / Imagebroker / Global Look Press


Фото: Oliver Ring / Imagebroker / Global Look Press

Требования ПДД к глубине протектора

Правила дорожного движения однозначную определяют допустимую глубину протектора резины для различных типов транспортных средств и самих покрышек, в зависимости от их разделения по сезонности. Перечислим эти допуски ниже.

Для летних шин

Допустимый остаток протектора для летней резины варьируется в зависимости от категории транспортного средства согласно техрегламенту таможенного союза.

Для зимних шин

В отличие от подробного разделения в зависимости от массы и назначения транспортного средства летом, регламентированная глубина протектора зимних шин едина для всех: не менее 4 мм. Во избежание споров и вольных трактовок предназначения той или иной модели покрышек, в Правилах указывается однозначный признак зимней резины: наличие символа горы с тремя вершинами и снежинкой внутри нее. Часто этот символ называют просто «снежинка в горе». Кроме того, на боковине зимней покрышки почти всегда присутствует дополнительное обозначение «M+S»: mud + snow. То есть, буквально — «грязь и снег».

Фото: Jochen Tack / Imagebroker / Global Look Press


Фото: Jochen Tack / Imagebroker / Global Look Press

M+S — не всесезонка

К большому сожалению, в Сети давно и прочно укоренилось ошибочное мнение, что сам по себе знак «M+S» является свидетельством полноценной всесезонности резины и пригодности ее для работы в условиях «мягкой зимы» (ведь есть слово «снег!»). Это не так. Точнее, утверждение будет справедливо, если «мягкой зимой» считать таковую без захода, даже кратковременного, стрелки термометра в синюю зону. Потому что настоящая всесезонная резина, по очевидным причинам, помимо «M+S» всегда несет еще и ту самую «снежинку в горе». Так как этот символ является обязательным к нанесению на покрышку, обладающую способностью эффективно работать (проще говоря — не дубеть) при отрицательных температурах. Тогда как символика «M+S» каждым производителем шин трактуется совершенно свободно, и чаще означает просто более агрессивный протектор, нежели адаптированный под низкие температуры состав резины. Более того, нередко эти буквы можно встретить на моделях абсолютно летних, протектор которых уже при нуле градусов начинает работать ощутимо хуже. А при минусе полностью теряет свою эффективность. Поэтому стоит запомнить важное правило: для нормальной работы при минусе (любом!) покрышка обязательно должна быть маркирована «снежинкой в горе».

Почему важно знать остаточную глубину протектора шин

Прозвучит крайне банально, но остаточная глубина протектора самым непосредственным образом влияет на свойства покрышки и, как следствие, на безопасность. Но с этого момента и начинается самое интересное, а точнее — всплывают еще несколько фундаментальных заблуждений, широко растиражированных по всему Интернету.

Остаток протектора влияет на площадь пятна контакта?

Да, незначительно влияет. Вот только с износом протектора пятно контакта не уменьшается (как принято считать), а скорее наоборот. Но обо всем по порядку.

Если забить в любую поисковую строку что-то типа «влияние высоты протектора на сцепление», на первой же странице появится картинка, где нарисовано несколько вариантов износа шины с соответствующим остаточным процентом сцепления. И, следуя данной инфографике, выходит, что чем сильнее стирается резина, тем меньшее пятно контакта с полотном у нее остается. Вплоть до того, что изношенный до высоты в 1,6 мм протектор на скорости якобы касается асфальта буквально парой-тройкой квадратных сантиметров.

Однако если задуматься над подобным с точки зрения здравого смысла, параллельно поглядывая на ближайшую покрышку (любую), возникает резонный вопрос: откуда уменьшение пятна контакта с износом протектора? Тогда выходит, что начисто «лысая» резина вообще будет парить над дорогой? .. И да, и нет. А дело здесь в том, что вставляя эту иллюстрацию, часто забывают принципиальный момент: добавлять пояснение, что изображены результаты работы на мокром асфальте. А на мокром асфальте всегда возникает эффект аквапланирования — всплытие покрышки на водяной пленке с потерей части пятна контакта. Вот тогда все встает на свои места. И вот тогда высота протектора, выполняющего водоотводящую функцию (на зимней так же отводится снег и «каша») действительно прямо влияет на стабильность и безопасность поведения машины на скорости. Поэтому приводим таблицу с правильным названием в шапке.

Фото: Gonshik77777 / drive2.ru


Фото: Gonshik77777 / drive2.ru

И, в закрепление сказанного, если все равно остались сомнения: посмотрите самые известные кольцевые гонки. В Формуле-1, Ле-Мане и прочих подобных соревнованиях рисунка на шине или вообще нет, или он ограничен несколькими канавками на «дождевой» резине — как раз для отвода воды от пятна контакта. Согласитесь, вряд ли гоночные инженеры плохо разбираются в том, как должна работать покрышка. Просто на идеальном асфальтовом треке нет необходимости предусматривать все жизненные ситуации, с которым сталкивается рядовой водитель: воду, снег, грязь, пыль, мелкий гравий, скользкую траву и т.п. Поэтому в гонках идет борьба именно за максимальное пятно контакта, а не универсальность и глубину рисунка протектора. Отсюда и частое его отсутствие вообще.

Почему изношенная резина ведет себя хуже?

Однако учитывая вышесказанное, может возникнуть следующий вопрос. Получается, что если на улице сухо и ровный асфальт, изношенная покрышка лучше новой, т.к. пятно контакта с износом протектора даже увеличивается? .. Нет, не лучше.

Потому что дело не только в площади пятна контакта, но и в составе резины. Свойства материала, из которого изготовлена покрышка, очень неоднородны. Ближе к основанию протектора (т.е., по мере его истирания) состав смеси меняется, постепенно заменяя максимально фрикционные свойства на свойства иные: позволяющие держать форму, противостоять проколам от камней, не трескаться от жары и т.д. То есть, даже несмотря на то, что площадь контакта остается неизменной (или растет), сама «цепкость» резиновой смеси тем хуже, чем меньше высота протектора после прохождения критической отметки.

Износ протектора: как понять, что шины износились

В теории для точного определения степени износа протектора покрышки применяется специальный измерительный прибор. Роль которого в домашних условиях отлично выполняет самый простой штангенциркуль. Тем не менее, перечислим все основные методы измерения глубины протектора, включая народные.

Читайте также:

Индексы скорости и нагрузки шин: что они означают? Расшифровка

Что такое TPMS, как она работает, неисправности, типы системы

Когда менять зимнюю резину на летнюю и можно ли ездить на зимней летом

Всесезонная резина: какие плюсы и минусы


Источник