Подписаться на Telegram-канал
Хруст при повороте руля — тревожный знак. Но где именно кроется неисправность и что предпринять для ее устранения?
Фото: GaudiLab / Shutterstock / FOTODOM
Эксплуатация автомобиля запрещена с неисправным рулевым управлением, и если при повороте «баранки» слышны различные посторонние звуки, в том числе хруст, необходимо незамедлительно принять меры по устранению возникших проблем, а они могут быть разными. Рассмотрим наиболее типичные ситуации.
Хруст при повороте руля в движении
Хруст при повороте руля в движении на любой скорости, сопровождающийся незначительным люфтом «штурвала», позволяет с большой долей уверенности предположить:
Неисправность ШРУСа
ШРУСы — это шарниры равных угловых скоростей, с помощью которых усилие от коробки передач через полуоси передне-, а также задне- и полноприводных автомобилей с независимой подвеской передается на ведущие, в том числе управляемые колеса. Подробнее об этом элементе конструкции читайте наш материал по ссылке.
Механические воздействия и химически активные вещества (например, антигололедные реагенты) способны вызвать повреждение защитных резиновых чехлов, пыльников, ШРУСов, в результате чего из тех вытекает смазка, а в подвижные части механизма попадает влага, грязь, песок. Все это приводит к ускоренному износу трущихся элементов конструкции, их подклиниванию, что и сопровождается характерным хрустом в поворотах, когда нагрузка на ШРУС возрастает.
Определить неисправный внешний ШРУС несложно. Достаточно на ровной площадке резко стартовать с места с вывернутыми колесами, предварительно опустив стекла в передних дверях. Если хруст слышится слева, виноват правый внешний ШРУС, и наоборот. Появление такого же звука при движении по прямой — признак сильного износа ШРУСа.
Напротив, выявить проблемный внутренний ШРУС непросто. Это возможно только при движении по дорогам с кочками и ямами, которые будут создавать дополнительную нагрузку на полуоси со ШРУСами. Для усиления эффекта можно посадить в машину нескольких пассажиров. Они же помогут определить, с какой стороны раздастся хруст.
(Фото: drive2.ru)
На переднеприводном автомобиле без блокировки дифференциала и с механической коробкой передач проверку можно выполнить и на месте. Для этого:
- Выставить передние колеса прямо;
- Вывесить переднее колесо с помощью домкрата;
- Включить двигатель;
- Включить первую передачу;
- Плавно нажать на тормоз. Если послышится хруст, виновник — внутренний ШРУС со стороны вывешенного колеса. Если же хруста нет, а двигатель глохнет, внутренний ШРУС вывешенного колеса исправен. По тому же алгоритму повторить операцию для другого ведущего колеса.
Хрустящий ШРУС подлежит замене, поскольку его износ нельзя устранить набивкой смазки после замены утратившего герметичность пыльника.
(Фото: sibmasuma.ru)
Неисправность подшипника ступицы
Ступичные подшипники, изнашиваясь, в движение начинают издавать чаще вой. Выявить проблемный элемент можно, поочередно вывешивая колеса с помощью домкрата и раскручивая их рукой. Похрустывание выдаст «уставший/е» подшипник/и. Он/и требует/ют замены.
Хруст при повороте руля на месте
Хруст может слышаться и при повороте руля на месте. Так проявляют себя:
Деформация пластикового кожуха рулевой колонки
От времени и под воздействием солнечного тепла пластиковый кожух рулевой колонки может деформироваться, что приведет к его контакту с «баранкой» и появлению характерного звука. К аналогичному результату может привести небрежно выполненный монтаж кожуха рулевой колонки после ремонта. В этом случае аккуратно переустановите кожух. Что касается его тепловой деформации, то, если пластик повело не слишком сильно, такие компоненты кожуха можно попытаться выправить.
Неисправности рулевого вала
Банальный контакт небрежно уложенного пластикового коврика-корытца с крестовиной рулевого вала может стать источником неприятных звуков при повороте руля на месте. Хуже, когда деформирован (например, в результате аварии) сам вал или возник люфт в месте его соединения с рулевой рейкой. В этих случаях потребуется замена вала либо, если позволит его состояние, подтяжка соответствующего крепежа.
Износ опорных подшипников подвески
Опорные подшипники подвески, позволяющие амортизатору вращаться вместе с рулевым кулаком, изнашиваются от нагрузок и попадания в них грязи, в результате чего появляется люфт, сопровождающийся характерным хрустом при повороте руля. Для проверки состояния опорных подшипников амортизаторов:
- Снять защитный колпак (при наличии) чашки амортизатора;
- Нажать рукой на выступающий узел крепления амортизатора;
- Покачать автомобиль вверх-вниз и попросить помощника одновременно покрутить руль. Стуки и ощущение люфта — признак износа опорных подшипников. Такие детали требуется заменить.
Проблема с рулевой рейкой
Фото: carballo / Shutterstock / FOTODOM
Рулевая рейка представляет собой сложное устройство, поэтому его диагностика и устранение выявленных неисправностей — удел профессиональных механиков.
Профилактика хруста при повороте руля
Существует несколько простых профилактических мер, позволяющих минимизировать вероятность появления хруста при повороте руля:
- Регулярно осматривайте пыльники ШРУСов, особенно после езды по глубокому снегу и бездорожью. В случае обнаружения повреждений пыльник необходимо как можно быстрее заменить, а новый набить консистентной смазкой, предварительно промыв ШРУС, чтобы тот не вышел из строя от попавшей в него грязи;
- Периодически проверяйте состояние опорных подшипников амортизаторов и ступичных подшипников. Такую операцию необходимо выполнять чаще, если приходится регулярно ездить по разбитым дорогам, а также после неаккуратного проезда неровностей;
- Чтобы защитить кожух рулевой колонки от тепловой деформации, в жару желательно закрыть лобовое стекло отражающим экраном;
- После ремонтных работ, сопровождавшихся демонтажом кожуха рулевой колонки, проверьте правильность его установки;
- Если на автомобиле установлен гидро- или электрогидравлический усилитель руля, необходимо в соответствии с регламентом технического обслуживания менять гидравлическую жидкость в системе.
Почему нельзя ездить, если слышен хруст при повороте руля
Управляемость автомобиля напрямую зависит от состояния рулевого механизма и связанных с ним компонентов конструкции. Появление исходящих от них посторонних звуков должно восприниматься как тревожный симптом. Затягивать с диагностикой и возможным ремонтом не стоит. Так, в запущенных случаях поврежденный внутренний ШРУС может рассыпаться и его детали, попав внутрь коробки передач, выведут из строя и самый дорогостоящий компонент трансмиссии. Заклинивание, обрыв, разлом обоймы изношенного ШРУСа ведут к поломке полуоси и потере контроля над автомобилем. Тяжелыми последствиями грозит и пренебрежительное отношение к состоянию других названных в этой статье элементов конструкции.
Читайте также:
Техосмотр 2024: все, что нужно знать водителям
Почему греются тормозные диски и чем это может грозить: разбор
Эксперты рассказали, как часто нужно проверять тормозные колодки
Как часто менять топливный фильтр и зачем это делать