Сегодня АвтоВАЗ объявил о смене своего дистрибьютора в Казахстане. Вместо фирмы «Бипэк Авто» им стал некий Orion Distribution со штаб-квартирой в Алматы.
Это ожидаемый шаг со стороны АвтоВАЗа. Напомним, что у группы компаний «Азия Авто — Бипэк Авто» возникли сложности во взаимоотношениях с властями Казахстана, С «Азией Авто» расторгнуто соглашение о промышленной сборке ввиду невыполнения условий этого соглашения. Соответственно, «Азия Авто» остановила постройку совместного с АвтоВАЗом завода в Усть-Каменогорске, а сборка автомобилей Лада перенесена с площадки «Азии Авто» на завод «Сарыаркаавтопром» в Костанае. То есть, к фактическим конкурентам. Ранее в Костанай перенесли сборку KIA — другого бренда, автомобили которого производили «отвёрточным» методом в Усть-Каменогорске.
Новый казахский дистрибьютор ВАЗа Orion Distribution — это, на самом деле, ТОО (эквивалентно российскому ООО) «Орион Дистрибьюшн», зарегистрированное всего год тому назад, 11 февраля 2020 года. По открытым источникам учредители этого ТОО не «пробиваются», но несложно выяснить, что это «дочка» казахского ТОО Aster Auto, владеющей сетью автосалонов «Астер Авто». Сеть, основанная в 2010 году, называет себя «супермаркетом автомобилей» и занимается, в основном, перепродажей подержанных машин. Но также имеет статус дилера Nissan, Renault и Mercedes-Benz в Казахстане. На новом сайте Лада Казахстан список автосалонов Лады совпадает со списком региональных отделений «Астер Авто». В частности, ВАЗовские автомобили отныне предлагаются к продаже в Алматы, Нурсултане, Шымкенте, Актобе, Караганде, Павлодаре, Усть-Каменогорске, Атырау, Костанае и Актау. География получилась даже более широкой, чем у «Бипэк Авто», работавшем в восьми городах Казахстана. Фактически, «непокрытым» остался только Уральск. Что примечательно, новый дистрибьютор АвтоВАЗа запустил сайт Лады на новом домене, но сайт на домене «Бипэка» продолжает исправно функционировать и предлагает покупать Лады именно у «Бипэк Авто». Но это, очевидно, просто инертность прежнего партнёра АвтоВАЗа в Казахстане.
Самое любопытное во всей этой истории — судьба российской дочки «Бипэка», фирмы «Азия Авто Усть-Каменогорск» (реорганизованной буквально на днях в ООО «Азия Авто»). Это один из крупнейших (если не самый крупный) дилеров АвтоВАЗа в России, он работает в Сибири и уральском регионе (12 собственных дилерских центров в 10 городах). До недавнего времени были у «Азии Авто» автосалоны и в Петербурге, но в феврале их продали. Причём по ряду признаков собственника могли сменить формально, чтобы вывести активы из-под интереса кредиторов.
А интерес у кредиторов и государственных органов к активам «Бипэка» и лично его основного владельца Анатолия Балушкина велик. Не далее как 8 апреля Судебная коллегия по гражданским делам суда города Нур-Султан оставила без удовлетворения апелляцию на решение нижестоящего суда о взыскании с «Азии Авто» суммы всех полученных преференции в рамках неисполненного соглашения о промышленной сборке. Со платежами в местный и республиканский бюджеты совокупно получилось 179 199 117 780 тенге ($417 млн). Это больше, чем стоимость всех активов «Бипэка». Есть нюанс: недвижимые активы «Бипэка» в основной своей массе заложены по кредитам и не могут быть обращены в доход государства. Но… Как объяснить восемь обращений судебных приставов в отношении залогового имущества АО «Азия Авто» и АО «Бипэк Авто Казахстан»? К сожалению, казахский реестр должников не раскрывает, какое конкретно имущество приглянулось судебным исполнителям.
И хотя процедура банкротства группы компаний «Бипэк» ещё не началась (и вообще непонятно, по какому сценарию будет развиваться ситуация – по ликвидационному или с поиском вариантов реструктуризации или уменьшения долга), очевидно, что «Бипэк» стоит на самой кромке пропасти. И российские активы Балушкина могут стать как спасательным кругом, так и предметом конкурсного производства в рамках процедуры банкротства.
И тут ключевым параметром будет сохранение статуса официального дилера АвтоВАЗа в России. Если дилерство удастся удержать, то сеть автосалонов останется ликвидным активом и её можно будет успеть продать, номинально или реально, благо, запрета на отчуждение этого имущества пока нет (мы проверили по учредителю российского юрлица — ТОО ОНК). Надо будет только договориться с кредитором, ведь эта сеть тоже находится в залоге у банка.
Если в ближайшие дни АвтоВАЗ расторгнет соглашение с «Азией Авто», то стоимость их активов упадёт значительно. Это уже будет не спасательный круг, а чемодан без ручки. Который, в итоге, всё равно придётся продать, но стоимость кредитов уже может не покрыться.
В общем, получается, что судьба Анатолия Балушкина сейчас в значительной степени находится в руках менеджеров ВАЗа. Которым, безусловно, невыгодно одновременное упразднение двенадцати региональных автосалонов Лады. Но, с другой стороны, на города, в которых работает «Азия Авто», уже вполне могут быть другие претенденты из списка дилеров ВАЗа. Не удивляйтесь, но это может быть даже «Астер Авто», у которого имеется российское представительство и некоторый опыт работы здесь, в Ярославле.
Мы направили запрос на АвтоВАЗ, но на момент публикации этой заметки ответа не последовало.