В непризнанном государстве Северный Кипр разработали собственный электромобиль, который теперь готовят к серийному производству. Машина под названием Gunsel B9 создана с чистого листа в крупнейшем вузе страны — Near East University (NEU). Марка названа по фамилии спонсора университета и инвестора проекта — долларового миллиардера Суата Гюнзеля, турка-киприота, заработавшего свои состояния на строительном бизнесе в разных странах мира.
B9 впервые представили в ноябре 2020 года, на днях же машину показали министру промышленности Турции Хасану Бююкденизу, он выразил моральную поддержку начинанию.
Gunsel представляет собой субкомпактный трехдверный хэтчбек длиной около 3,6 м, конструкция кузова здесь типичная для мелкосерийных автомобилей — каркасно-панельная, то есть роль несущей структуры выполняет сваренная из стальных труб «клетка», снаружи она обвешана формованными композитными панелями.
Проектом электромобиля руководит сын Суата — профессор NEU Ирфан Гюнзель, он говорит, что реализует детскую мечту своего отца, который питает страсть к автомобилям. Разработка велась долгие десять лет, причем NEU принципиально занималась полным созданием машины — от дизайна до конструкции и постройки прототипов. Гюнзели таким образом хотят продемонстрировать, насколько трудолюбивы и последовательны турки-киприоты, несмотря на экономическую блокаду страны со стороны всего мира. В автомобиле, разумеется, широко применяются покупные готовые компоненты — силовая установка, элементы подвески, детали салона и т. д., однако их происхождение не раскрывается. Впрочем, внимательный взгляд может распознать блок-фары от старого Audi Q3.
B9 оснащен установленным на задней оси электромотором мощностью 120 кВт (163 л.с.), его питает литий-ионная батарея, запас хода на одной зарядке — 350 км. Разгон с места до 100 км/ч занимает 8 секунд, максимальная скорость — 170 км/ч.
В настоящее время Gunsel B9 существует только в праворульной версии — в турецкой части Кипра сохранено левостороннее движение, как на остальном острове. Однако конструкторы NEU говорят, что сделать левостороннюю модификацию проблем не составит: правда, единственный возможный экспортный рынок для этой модели — Турция, потому что поставки продукции из Северного Кипра в другие страны нелегальны.
Под производство субкомпактного хэтчбека Суат Гюнзель сейчас строит на острове автозавод (каркасное здание, удешевленная технология). Серийный выпуск B9 стартует в 2022 году, планы — на первом этапе делать по 1000 автомобилей в год, в дальнейшем расшириться до 20 000. В 2024-м семья Гюнзелей хочет представить электрический кроссовер J9, он уже существует в виде макета.
Напомним, Северный Кипр образовался в результате оккупации Турцией трети земель острова в 1974 году. Независимость этой страны не признается ни одним государством в мире, кроме собственно Турции. Население этой части Кипра — всего 300 тысяч человек.
Ранее: В Крыму разработали и испытали свой электромобиль