Что общего у «Москвича» и американского Ford, что скрывается под моделью с индексом 444, сколько стоил самый стильный советский седан и какие рекорды закрепила за собой легендарная советская марка
Фото: Анатолий Морковкин / Фотохроника ТАСС
История автомобилей «Москвич» началась в 1930-м и неразрывно связана с одноименным предприятием, носившим длинное название — Московский автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи. Огромные производственные цеха открыли на пересечении Московской окружной железной дороги и Остаповского шоссе (современный Волгоградский проспект) — в те годы, кстати, место считалось глухой окраиной.
Первые машины начали сходить с конвейера уже в ноябре 1930 года — это были фаэтон Ford Model A и его грузовая версия Ford Model AA. Автомобили собирали из американских комплектующих в рамках договора с Ford, и ничего зазорного в этом не было: автопроизводство в СССР еще не получило должного развития, поэтому зарубежный опыт был очень полезен советским инженерам и рабочим.
В 1932-м детали для автомобилей стали поступать в Москву с Горьковского автозавода, где те же модели собирали по полному производственному циклу. В столице машины сменили название — теперь это были ГАЗ-А.
(Фото: autowp.ru)
Первый «Москвич»
В декабре 1946-го на заводе начали собирать первый советский легковой автомобиль для индивидуального использования. Им стал седан «Москвич-400», который конструктивно был идентичен модели Opel Kadett K38. Свое название «четырехдверка» получила в честь 800-й годовщины со дня основания столицы СССР и оснащалась 23-сильным мотором и трехступенчатой механикой.
Машина могла похвастаться гидравлическими тормозами, независимой подвеской и даже дворниками, но при этом у нее отсутствовали указатели поворота. В первой половине 1950-х модель сменила индекс на 401 и получила модернизированную коробку передач, более мощный двигатель, а еще небольшие доработки в салоне. Помимо седана, 401-й выпускали в кузовах кабриолет и фургон. Также специальная версия «Москвича» была подготовлена для оказания медицинской помощи на дому.
(Фото: autowp.ru)
Первый советский универсал
«Москвич-423» стал первым советским пятидверным универсалом. Первый автомобиль выпустили на базе модели 402-го в 1957 году и оснастили телескопическими амортизаторами, независимой передней подвеской и усиленными рессорами. В рекламных проспектах писали, что универсал мог перевозить до 250 кг. Дверь багажника, в отличие от современных универсалов, открывалась налево.
(Фото: autowp.ru)
Самый стильный седан
Небольшой седан «Москвич-407» в СССР был любим не меньше 21-й «Волги». Автомобиль отличался обилием хрома, молдингами вдоль боковины, удобным багажником, мощным для того времени 45-сильным двигателем и четырехступенчатой коробкой передач. При массе 990 кг машина могла разгоняться до 115 км/ч. В салоне устанавливали часы, отопитель и радиоприемник.
Купить машину в то время можно было примерно за 2500 руб. Вскоре 407-й «Москвич» оценили и за рубежом: на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе седан удостоился золотой медали. «Москвич-407» выпускали с 1958 по 1963 год, активно экспортировали в страны соцлагеря и даже в Западную Европу.
(Фото: autowp.ru)
Первый внедорожник
Первый внедорожный «Москвич» под индексом 415 был спроектирован в 1958 году. «Двухдверка» на базе лонжеронной жесткой рамы выпускалась с брезентовой и металлической крышей. Дизайн машины чем-то напоминал американский Willys, впрочем, такой экстерьер был характерен для многих машин того времени. Советский внедорожник оснащался 45-сильным мотором, сразу двумя топливными баками и четырехступенчатой коробкой передач.
Дорожный просвет составлял 220 мм, а на трассе автомобиль мог разгоняться до 106 км/ч. Внедорожник с успехом прошел все необходимые заводские испытания и получил рекомендацию к выпуску. Однако из-за отсутствия интереса отраслевого министерства и полной загрузки производственных мощностей завода серийное производство машины налажено так и не было.
(Фото: autowp.ru)
Самый неизвестный «Москвич»
Знаменитый ЗАЗ-965, «Запорожец», встал на конвейер в 1960 году, однако мало кто знает, что его предшественник разрабатывался аж с 1956 года и носил название «Москвич-444». Дизайн прототипа очень напоминал Fiat 600 — по одной из версий, именно такое указание московские инженеры получили от тогдашнего министра автомобильной промышленности Строкина.
Изначально концепт решили оснастить мотоциклетным мотором мощностью 17,5 л.с., однако позже от этой идеи отказались. В итоге выбор конструкторов пал на V-образный четырехцилиндровый агрегат мощностью 23 л.с. В результате этот мотор начали устанавливать на машину, когда проект уже был передан на Запорожский завод.
(Фото: autowp.ru)
Седан в стиле ракеты Гагарина
Заднеприводный седан «Москвич-408» в 1964 году стал одним из самых красивых образцов советского автопрома. Ниспадающие линии кузова, «плавники», 13-дюймовые диски и вертикальные фонари делали автомобиль ничем не хуже зарубежных конкурентов вроде BMW 1500, Renault 8/10 или Opel Kapitan A. Мировой дебют М-408 состоялся в 1964 году на Лондонском автосалоне, позже машина отправлялась на экспорт во многие европейские страны.
(Фото: autowp.ru)
Самый крутой фургон
В 1967 году на АЗЛК стартовало производство, пожалуй, самого известного фургона советской эпохи — «Москвича-433». «Двухдверку» грузоподъемностью 400 кг комплектовали 1,4-литровым мотором от М-408 и четырехступенчатой коробкой передач. Задняя дверь состояла из двух горизонтальных створок: одна из них поднималась вверх, а другая откидывалась горизонтально вниз.
Спустя год на конвейер встала модель «Москвич-434» с 1,5-литровым двигателем УЗАМ-412 на 75 л.с. Всего существовало три модификации машины: «Ю» — для районов с жарким климатом, «Э» — экспортный и «П» — с правым рулем.
(Фото: В/О «Автоэкспорт»)
Самый быстрый советский родстер
Уже в 1968 году седан «Москвич-412» команды «Автоэкспорт» принял участие в марафоне из Лондона в Сидней. Участие в подобных соревнованиях рассматривалось автопроизводителями как отличная реклама для машины, которую планируется отправлять на экспорт. В итоге команда заняла четвертое общекомандное место, а до финиша добрались лишь 56 экипажей из 98. Еще большего успеха «Москвич» добился во время марафона из Лондона в Мехико, когда советские автомобили заняли второе и третье места в своем классе.
(Фото: autowp.ru)
Тогда же специалистами завода был спроектирован настоящий гоночный автомобиль под названием «Москвич-404 Спорт». Спорткар был выпущен в единственном экземпляре и трижды становился чемпионом СССР. Также на предприятии был подготовлен гоночный родстер «Москвич-Г1», который мог разгоняться до 200 км/ч и в 1955 году установил всесоюзный рекорд скорости.
(Фото: autowp.ru)
(Фото: autowp.ru)
Виват, «Алеко»!
В 1986 году начался выпуск первого переднеприводного «Москвича», получившего обозначение АЗЛК-2141 и собственное имя «Алеко». Внешность автомобиля напоминала хетчбэк Simca 1976 года выпуска, однако технически он отличался от этой модели. «Москвич» оснащался моторами ВАЗ и УЗАМ, своих собственных агрегатов модель так и не получила.
Наиболее популярные модификации «Алеко» комплектовались двигателями объемом 1,5 и 1,7 л. После рестайлинга в 1997 году автомобиль начали продавать под названием «Святогор».
(Фото: АЗЛК)
Распад СССР и последующие финансовые проблемы сыграли решающую роль в истории «Москвича». Отечественные автомобили не могли составить конкуренцию наводнившим рынок иномаркам. Новые разработки не спасли положение: в середине 1990-х на АЗЛК велась даже разработка электрокаров — первые прототипы построили на базе серийных автомобилей «Москвич-2141» и «Москвич-2335».
Однако все попытки удержаться на рынке успеха не имели, и осенью 2001 года сборка комплектных автомобилей на заводе была прекращена.
(Фото: АЗЛК)