На прошедшей недавно конференции ЦИПР (Цифровая индустрия промышленной России) между премьер-министром Михаилом Мишустиным и председателем совета директоров АО «Силовые машины» Алексеем Мордашовым (он же — фактический владелец «Северстали») произошел примечательный диалог. В своем выступлении на пленарной сессии Алексей Александрович развил тему пагубного влияния санкций и призвал Мишустина активнее «субсидировать» промышленность, с тем чтобы «выбраться из ловушки, в которой мы все находимся». В ответ премьер Мишустин задал Мордашову три вопроса: о сроках производства первой российской газовой турбины, о работе студенческих конструкторских бюро и о «электрозаправочной станции, которую все ждут. Обещали! Когда сможете тиражировать? Мы все этого ждем!» И тут же, обратившись к гендиректору КАМАЗа Сергею Когогину, уточнил: «Я думаю, КАМАЗ не против будет? Вы тоже, наверное, делаете такую станцию?»
Нездоровому интересу нашего правительства к электромобилям мы уже давно не удивляемся, а вот ответ Мордашова удивил: «Что касается электрозаправочных станций, это очень перспективное направление, мы видим огромный тренд в эту сторону. Первая станция уже разработана, и мы сможем изготовить ее в конце года. Нам нужен заказ, и сейчас мы ведем переговоры в том числе и с КАМАЗом, с мэрией Петербурга и Москвы. Мы готовы делать зарядку настолько, насколько это нужно рынку, — это не очень сложный продукт, и будем надеяться, что он будет востребован».
Напомним, что в конце мая «Силовые машины» действительно представили «новейшую модификацию быстрой мультизарядной станции для электромобилей», сообщив, что ее «головной образец успешно прошел полный цикл испытаний, в том числе функциональные и натурные». Самая мощная версия зарядки будет выдавать 350 кВт, а модульная конструкция позволит заряжать одновременно до четырех автомобилей. Кроме того, в пресс-релизе сообщалось, что «производственные мощности компании позволяют выпускать до 1000 экземпляров ЭЗС в год».
Вернемся к ответу Мордашова: какой «тренд» привиделся владельцу «Северстали» и «Силовых машин»? Вполне может быть, речь о росте продаж электромобилей. Так этот тренд наблюдается только в окрестностях Рублево-Успенского шоссе в Московской области, но не дальше. Уровень электрификации местного автопарка действительно растет — именно туда уехали почти все проданные в России в 2021 году Porsche Taycan (549 шт.), Tesla Model 3 (420 шт.) и Audi E-Tron (369 шт.). Между тем общие продажи «зелени» (и белых, и серых экземпляров) в целом по стране составили всего 2143 машины. Более того, после Нового года правительство РФ отменило «нулевую» пошлину на электромобили, а после начала известных событий на Украине привезти электричку можно только через «параллельный импорт», если это, конечно, не JAC или какой другой «китаец».
Понятно, что рост электромобилей в частном пользовании в нынешних условиях невозможен даже в Москве, не говоря уже о России. А вот принудительно привязать к розетке корпоративные парки наше государство может вполне. Пока это делается мягко — за счет предоставления льгот, причем несущественных, однако тоненький ручеек «электричек» в гаражи юридических лиц вполне себе оформился: тот же JAC недавно поставил 15 хэтчбеков iEV7S для электрического каршеринга во Владивостоке. Между тем именно в Москве и Санкт-Петербурге легче, чем где бы то ни было, провести ползучую электрификацию, именно поэтому «Силовые машины» и переговариваются с администрациями двух столиц. И вне всякого сомнения, первым крупным объектом «озеленения» станет московский каршеринг. Затем дойдет дело до служб мелкооптового развоза, а потом и до такси, потому как именно эти службы будут первыми (и вероятно, тоже принудительными) покупателями электрических китайских машин марки Москвич, под выпуск которых спешно освобождают цеха бывшего московского завода Renault…
При принудительной электрификации корпоративных парков Москвы и Санкт-Петербурга будет автоматически решена проблема прибыльности операторов электрозарядных станций, которыми, вне всякого сомнения, станут нужные люди и организации. К слову говоря, срок производства первой партии зарядных станций, обозначенный Мордашовым (конец года), как раз и может указывать на время начала процесса «озеленения» московского транспорта. С легкостью можно спрогнозировать и первое юридическое лицо, которое закупит электрические «Москвичи», — это ООО «Каршеринг Руссия», которое владеет брендом «Делимобиль». Напомним, что этот каршеринг мэр столицы Собянин в 2015 году открывал вместе с послом Италии Марией Ригальини. К слову, Сергей Семенович вообще очень любит каршеринги: не далее как в мае он выделил 450 миллионов рублей на реализацию программы дополнительной поддержки таксомоторных компаний и операторов каршеринга. В общем, подряд на зарядки для «Силовых машин» будет обеспечен, в этом сомнений нет…