Подписаться на Telegram-канал
Французский шарм снаружи и королевские просторы внутри — такими мы запомним ушедшую линейку минивэнов Renault. Вспоминаем, как это было
Renault Espace 1984 г.
(Фото: Renault)
- История минивэнов Renault
- Минивэны Renault Espace — классификация и описание
- Минивэны Renault Grand Scenic — классификация и описание
- Как выбрать минивэн на вторичке
История минивэнов Renault
Дабы избежать дальнейших недомолвок, стоит определиться с классификацией. Полноценным минивэном в линейке Renault можно считать только серию Espace, берущую начало в 1984. А вот более компактный Scenic, появившийся в 1996, являет собой «надстройку» над Megane, а не самостоятельную платформу. Кроме того, он относится к гибриду вэнов и универсалов (т.н. компактвэнам), а не полноценным «вагонам». Наконец, модель отражала изначальную концепцию только в первых двух поколениях. Впоследствии полностью растеряв «классовую принадлежность» и застряв где-то между компакт-вэнами, кроссоверами и хэтчбеками. Серию Scenic мы также затронем, но вначале поговорим о главном действующем лице — Espace.
Минивэны Renault Espace — классификация и описание
Renault Espace I
(Фото: Renault)
Свой дебютный однообъемник французская фирма Renault показала в 1984 году. И история его появления была весьма интригующая. Дело в том, что, несмотря на все формальные признаки Renault, Espace 1 поколения был разработан фирмой (тоже французской) Matra. А еще раньше концепт-кару Matra P18 (1981) и предсерийному Matra P23 (1982) предшествовали различные прототипы концепции Espace созданные и вовсе в 70-х. Одним словом, первый французский минивэн шел к конвейеру едва ли не десятилетие, а шильдик Renault получил лишь за пару лет до серии.
(Фото: Renault)
И все же, утверждать, что «Рено» просто наклеил свой лейбл на чужую машину, будет неверным. Несмотря на базу и общую архитектуру Matra, первый серийный Espace был ощутимо видоизменен. Самым главным отличием стала продольная компоновка двигателя — часть «эспасов» была полноприводными. Так как изначально кузов под это был не рассчитан, на дизельных версиях даже пришлось удлинять решетку радиатора — дабы мотор поместился под капотом. Кроме того, маркетологи Renault настаивали, чтобы пол во всем салоне машины был ровный — для этого конструкцию Matra также пришлось несколько изменять.
(Фото: Renault)
Наконец, интерес представлял сам кузов: он был с композитными внешними панелями на металлическом каркасе-остове. Что обеспечивало как относительную легкость, так и отсутствие рисков коррозии.
Renault Espace II
(Фото: Renault)
(Фото: Renault)
(Фото: Renault)
Второе поколение увидело свет в 1991 году. Внешними формами «эспас-2» сильно отличался от предшественника: все углы скруглили, появился хорошо узнаваемый наплыв на зеркалах заднего вида. Интерьер также был «зализан» и доработан под веяния времени, хотя принципиальная эргономика сохранилась. Тем не менее, в техническом плане машина была очень близка к первому поколению, а производилась все так же на мощностях Matra, а не Renault. «Родовые черты» в виде продольной компоновки, углепластиковых панелей и полноприводных модификаций также остались характерными чертами Espace-2. Одним же из главных новшеств стало появление 4-ступенчатых автоматов, шедших в паре с бензиновыми V6.
Renault Espace III
(Фото: Renault)
(Фото: Renault)
Несмотря на то, что третье поколение по-прежнему собиралось на конвейере Matra, очередной Espace уже не имел ничего общего с первыми двумя: платформой и агрегатной базой с минивэном поделился седан Laguna. Двигатель занял место поперечно, исчез полный привод, зато появилась удлиненная версия Grand Espace. А кузов, несмотря на традиционную для машины углепластиковую обшивку, значительно обновился не только конструктивно, но и визуально. Но самым разительным образом изменился интерьер: концепцию «циклопьего глаза» можно хвалить или ругать, но в заурядности французов точно обвинить было нельзя.
(Фото: Renault)
Еще одной фишкой минивэна была незаурядная динамика. Топовые Espace III под капотом держали «табун» в 190 лошадей, что обеспечивало машине приемистость на уровне среднего легкового седана. Одним словом, третий Espace был принципиально новым продуктом, по популярности обогнавшим даже второе поколение. Всего было выпущено 357 000 экземпляров.
Renault Espace IV
(Фото: Renault)
(Фото: Renault)
Последний «настоящий» минивэн от Renault. Машина обзавелась новой платформой и впервые в истории линейки Espace начала производиться на собственных мощностях компании — к тому времени Matra перестала существовать. Если предшественник смог сильно удивить интерьером, то «четверка» радикально сменила еще и внешность. Явные отсылки к непопулярным, но оригинальным Vel Satis и Avantime явным образом угадывались и в Espace-4. При этом тему «слепого» дизайна приборной панели с центральным расположением приборов продолжили, как продолжили и концепцию «спортвэна»: в версии с 3,5-литровым V6 Espace IV развивал мощность в 241 л.с.
(Фото: Renault)
За 13 лет производства модель пережила три рестайлинга. И хотя точных данных об объеме производства нет, как нет сведений и о том, сбылись ли амбициозные планы Renault по захвату 20% европейского рынка MPV, машина однозначно пользовалась спросом.
Renault Espace V и VI
(Фото: Renault)
Два модельных поколения объединены неслучайно. Рассматривать их подробно и по-отдельности, в рамках обсуждаемой линейки вэнов, едва ли имеет смысл. Пятый «эспас» вышел в 2015-м году. Уже тогда кроссоверы стремительно захватывали рынок, подминая и видоизменяя практически все классы легковушек. Быть кроссовером, или хотя бы выглядеть на него похожим, стало модно. И Espace V подхватил тренд. Теперь это был не классический «вагон», а некий гибрид минивэна, кроссовера и большого универсала.
(Фото: Renault)
А следующий Espace, формально 6-й итерации, к минивэнам уже не отнесешь при всем желании. Машина откровенно превратилась в SUV. Вплоть до того, что база и многие кузовные элементы перекочевали прямиком с кроссовера Austral. И хотя формально имя Espace еще живет, очевидно, что эта страница марки Renault — в том виде, в котором все ее знали и любили — закрыта.
Минивэны Renault Grand Scenic — классификация и описание
Renault Grand Scenic II/III/IV
(Фото: Renault)
На самом деле Grand Scenic, не говоря уже о «просто» Scenic, можно отнести к минивэнам с очень большой натяжкой. Машина, базирующаяся на платформе и агрегатной базе Megan, является компактвэном — результатом слияния различных классов. Для Scenic с приставкой Grand немного увеличили колесную базу и добавили два места, формально превратив обычный городской компактвэн в полноценный семейный автомобиль. Но «галерка» рассчитана на детей, к тому же, дополнительные кресла не лучшим образом сказались на объеме багажника, куда их уместили.
(Фото: Renault)
В Grand Scenic III добавили немного «кроссоверности», чуть увеличив дорожный просвет и заменив некоторые детали нижнего обвеса некрашеным пластиком. Наконец, четвертое и последнее пятое поколение, завершившее конвейерный путь в 2022 году, откровенно походило скорее на 7-местный кроссовер, нежели на минивэн. Кроме того, еще одной общей для «сцеников» чертой, не позволявшей их причислить к минивэнам, было исполнение по количеству мест. Так, даже Grand Scenic в базе был пятиместным, как обычный универсал.
(Фото: Renault)
Как выбрать минивэн Renault
Несмотря на явный успех в европейской части континента, у нас «вагоны» от Renault бешеным спросом не пользовались. Тем не менее, выбор на вторичке есть даже сейчас, в связи с чем можно дать пару общих советов.
Помимо базовых проверок истории и технического состояния, стоит уделить особое внимание салону. Любой минивэн, а особенно полноразмерный — машина преимущественно семейная. Следовательно, затертый, испачканный или даже рваный салон может стать неприятным нюансом. Также, если у машины есть возможность полноценной трансформации с передвижением кресел (как на первых поколениях Espace), лучше проверить все функции на месте. Сюда же — работоспособность различных «фишек» и фурнитуры: откидных столиков, крючочков, козырьков и т.п.
Многие «эспасы» оснащены люком. Так как данная опция у подержанных автомобилей всегда находится в зоне риска, нелишним будет протестировать люк на герметичность прямо на месте. Для этого можно обильно полить места прилегания стекла и иные уплотнения несколькими литрами воды из бутылки.
Читайте также:
ТОП-7 самых крутых машин купе современности и их характеристики
Универсалы Audi: история, подборка с фото и характеристиками
Самые успешные немецкие автобренды: история и первые модели
ТОП-5 самых известных корейских автобрендов и их первые модели