20 апреля наконец был опубликован официальный текст решения совета Евразийской экономической комиссии, которое определяет условия изменения Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). То есть того документа, по которому сертифицируются все продаваемые в странах ЕАЭС автомобили.
Мы несколько раз писали про готовящиеся изменения в Техрегламент. Теперь для этих поправок создана правовая база. Поэтому новый Техрегламент, который назван «О безопасности колесных транспортных средств, выпускаемых в особый период», можно ожидать 25 апреля (или немного позже — после вступления в действие решения совета ЕЭК), юридических препятствий к его принятию более нет.
Решение совета ЕЭК позволяет выпускать и продавать «упрощенные» автомобили только внутри государств, принявших свои «спецрегламенты», без возможности экспорта и даже временного вывоза (если между двумя странами отдельным документом не будет установлено иное). А информация о том, что автомобиль создан по «спецрегламенту», должна вноситься в ПТС. Видимо, чтобы потом не было вопросов при техосмотре и перерегистрациях. Действовать решение совета ЕЭК будет до 1 февраля 2023 года.
Но к вышеозначенному решению существует приложение. Точнее, проект приложения. Согласно ему, на территории Республики Казахстан до 31 декабря 2025 года отменяется обязательное требование по оснащению автомобилей «устройством вызова экстренных оперативных служб». В России это называется «ЭРА-ГЛОНАСС». Казахстан разработал свою систему, полностью аналогичную «ЭРА-ГЛОНАСС» (и интегрированную с ней), она называется ЭВАК. Так вот, сейчас сам Казахстан желает отказаться от своего ЭВАКа! Да, временно, до начала 2026 года. Но возникает вопрос: почему сейчас казахи не хотят воспользоваться «льготным» периодом до 1 февраля 2023-го (который наверняка продлят) и педалируют более длительный срок отмены?
Внедрение ЭВАКа в РК проходило болезненно, неровно, этому сопротивлялись импортеры и автопроизводители. До сих пор качество работы системы и покрытия территории Казахстана сотовой связью не идеальны, мягко говоря. Можно предположить, что в РК большинство недовольны ЭВАКом… Но нет, мониторинг СМИ и соцсетей показывает, что особого недовольства обязательностью установки системы сейчас нет, люди смирились. А оператор ГАИС ЭВАК приводит статистику полезности. Так что не совсем понятно, зачем лоббируется эта почти четырехлетняя «пауза». Которая кроме прочего снизит до нуля приток средств оператору ЭВАКа — казахскому Институту космической техники и технологий. Если систему не станут поддерживать прямыми госдотациями, то за четыре года она может естественным образом «упраздниться».
Как нам рассказал источник в Росстандарте, министр по техническому регулированию ЕЭК Виктор Назаренко отложил рассмотрение инициативы РК до следующего заседания.