Autonews.ru изучил, сколько в 2024 году получают сотрудники российских автозаводов. Мы направили официальные запросы ведущим автопроизводителям и узнали реальные зарплаты
АвтоВАЗ
Справедливости ради стоит сказать, что прежде автозаводы старались не разглашать уровень доходов своих сотрудников и искали рабочих через рекрутинговые агентства. Теперь же они самостоятельно устраивают охоту за нужными кадрами. Тем более, что зарплаты в автопроме выросли. Но так ли они хороши? Особенно учитывая, что по итогам августа средняя номинальная начисленная заработная плата по стране составила 82 218 руб. (по подсчетам Росстата).
«Уралу» нечего скрывать
Фото: Автомобильный завод «УРАЛ»
Согласно внутренней статистике «АЗ «УРАЛ», по итогам сентября 2024 года средняя зарплата на предприятии составила 100 091 тыс. руб. В компании подсчитали, что по отношению к аналогичному периоду 2023 года рост средней зарплаты составил 22%.
К наиболее востребованным сотрудникам на предприятии в настоящее время отнесли сварщиков, средний уровень зарплаты которых составил 110 тыс. руб., слесарей с зарплатой в 90 тыс. руб., станочников (80 тыс. руб.), электромонтеров (90 тыс. руб.) и наладчиков с окладом 85 тыс. руб.
В пресс-службе предприятия заявили, что индексация зарплат проводится ежегодно — она превышает уровень инфляции. Кроме того, на заводе выплачивается годовое вознаграждение и действуют пакеты социальных программ: компенсация аренды жилья, проезда до работы и обратно, предоставление спортивных абонементов и полисов ДМС.
Согласно информации на сайте автозавода, в настоящее время на АЗ «Урал» набирают специалистов различных профессий: от кладовщиков до водителей-испытателей. Дельта зарплат весьма широка. Самую низкую оплату труда в размере 43 тыс. руб. предлагают транспортерщику. Для сравнения: операторам станков с ЧПУ IV разряда предлагают 85 тыс. руб., а наладчикам IV—VI разряда — 113 тыс. руб. Доход в более чем 100 тыс. также возможен при трудоустройстве сталеваром (104 тыс. руб.) и электросварщиком (120 тыс. руб.). А вот руководящие кадры на предприятии практически не востребованы — официальных сведений по их зарплатам нет.
Зарплаты на АвтоВАЗе
Главный локомотив российской автоиндустрии — АвтоВАЗ — на запрос об уровне зарплат не ответил. Однако судить о доходах на предприятии позволяет сайт производителя, где имеется соответствующий раздел.
Фото: АвтоВАЗ
В настоящий момент в компании востребован широкий спектр специалистов рабочих специальностей и руководителей. Однако уровень зарплат сильно варьируется в зависимости от квалификации, стажа и ряда других факторов. В компании действует коллективный договор, в соответствии с которым новичкам выплачивают приветственный бонус в размере 30 тыс. руб., а «армейцам» — подъемные в размере 20 тыс. руб. Также существует поддержка иногородних в виде 15 тыс. руб. на жилье, а студентам, помимо зарплаты, доплачивают 15 тыс. руб.
Пятерка наиболее востребованных рабочих специальностей на АвтоВАЗе выглядит следующим образом:
Должность | Уровень зарплаты, руб. |
Токарь | 49 373 — 97 650 |
Слесарь-инструментальщик | 52 612 — 87 005 |
Плавильщик металла и сплавов | 52 629 — 84 729 |
Токарь-расточник | 49 373 — 83 469 |
Слесарь-ремонтник | 40 275 — 83 143 |
Уровень зарплат наиболее востребованных руководителей и специалистов:
Должность | Уровень зарплаты, руб. |
Директор дирекции | 102 200 — 143 300 |
Руководитель службы | 107 740 — 137 700 |
Начальник управления | 95 400 — 133 370 |
Руководитель по инжинирингу производства | 95 400 — 133 370 |
Начальник цеха | 83 200 — 123 330 |
Судя по информации на сайте АвтоВАЗа, большая часть вакансий открыта перманентно: при наличии нужной профессии и должной квалификации стать сотрудником одного из предприятий автогиганта можно довольно быстро.
Как дела на КамАЗе
Фото: КамАЗ
Средний уровень заработных плат по наиболее востребованным профессиям по состоянию на сентябрь 2024 года выглядит следующим образом:
Должность | Фактический уровень зарплаты, руб. (с учетом переработок) |
Слесарь МСР | более 88 500 |
Инженер-конструктор | более 86 000 |
Инженер-технолог | более 77 000 |
Наладчик станков и манипуляторов с ПУ | 113 000 |
Наладчик а/л и агрегатных станков | 110 700 |
Оператор логистических работ | 70 500 |
Оператор станков с ПУ | 63 000 |
В пресс-службе предприятия отметили, что индексация зарплаты проводится в компании регулярно, ее размер зависит от уровня инфляции.
На сайте КамАЗа есть раздел, посвященный подбору персонала. Дельта зарплат по одним и тем же профессиям на головном заводе в Набережных Челнах довольно высока.
Вот список наиболее востребованных специалистов и предлагаемый уровень зарплат:
Должность | Уровень зарплаты, руб. |
Электросварщик | от 65 000 |
Слесарь механосборочных работ | от 56 000 до 75 000 |
Токарь | от 70 000 до 90 000 |
Наладчик станков с ЧПУ | от 90 000 до 150 000 |
Оператор станков с ЧПУ | от 38 500 до 90 000 |
Слесарь-ремонтник | от 50 700 |
Мастер | от 60 000 |
Есть на предприятии и вакансии с низкой оплатой труда. К примеру, 35 тыс. руб., согласно данным на сайте, готовы платить кладовщику, 45 тыс. — транспортерщику, 40 тыс. — лаборанту. Инженеров-технологов на заводе готовы брать на зарплату от 60 тыс. руб. (до вычета налогов).
Секреты УАЗа
Ульяновский автозавод также постоянно находится в поиске новых сотрудников. Согласно информации на сайте УАЗа, при трудоустройстве иногородним готовы компенсировать до 5 тыс. руб. ежемесячно на жилье при предоставлении договора аренды и давать ежемесячные подъемные для молодежи в размере 4 тыс. руб. за синий и 5 тыс. руб. за красный диплом в течение двух лет по окончании вуза или ссуза. Вернувшимся из армии единовременно выплачивают 10 тыс. руб.
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
А вот зарплат на предприятии, похоже, стесняются: помимо описания задач, обязанностей и требований к соискателям, автопроизводитель на своем сайте в соответствующем разделе ничего не приводит. Возможно, именно невысоким уровнем зарплат объясняется тот факт, что по состоянию на конец октября 2024 года на УАЗе было открыто 592 вакансии (данные мэрии Ульяновска).
Доподлинно известно, что недавно в корпоративной школе предприятия начали обучение профессии рихтовщика (устраняет кузовные недочеты). Обещанная зарплата по данной профессии — от 57 000 тыс. руб.
Обратившись к популярному сайту по подбору персонала hh.ru, мы обнаружили следующие предложения по наиболее востребованным специальностям на УАЗе:
Должность | Уровень зарплаты, руб. |
Сварщик | 42 000 — 48 000 |
Слесарь-инструментальщик | 43 300 — 57 400 |
Токарь | 50 700 — 67 200 |
Наладчик станков с ЧПУ | 51 500 — 65 700 |
Автомаляр | 57 200 — 71 300 |
Водитель-испытатель | 44 000 — 56 000 |
Фрезеровщик | 50 700 — 67 200 |
Уровень зарплат инженеров и начальников производства на предприятии не раскрывают даже в объявлениях на сервисах по подбору персонала. На самых низкооплачиваемых должностях на УАЗе уровень доходов до вычета налогов в некоторых случаях не достигает 30 тыс. руб. К примеру, заявленная зарплата грузчика — от 29 300 до 38 100 руб.
По данным администрации Ульяновской области, средняя заработная плата по заявленным вакантным рабочим местам в органы службы занятости составляет сейчас 41 059 руб., в то время как в прошлом году средняя заработная плата по вакансиям МО «город Ульяновск» составляла 36 379 руб.
Сколько платят на «Автоторе»
Фото: «Автотор»
Калининградский завод «Автотор», сумевший выстоять после ухода западных партнеров, пока не ищет новых сотрудников через свой сайт. Предприятие смогло вернуться к работе при поддержке китайских компаний и воспользовалось возможностью дособрать машины ушедших корейских партнеров — Hyundai и Kia: абсолютно новые автомобили этих брендов с VIN-кодами 2022 года до сих пор приезжают в столичные автосалоны.
В частности, автомаляру на калининградском заводе готовы платить до вычета налогов 60 тыс. руб., водителю погрузчика — от 45 тыс. руб., инженеру-конструктору I категории — от 60 тыс. руб., начальнику литейного цеха — от 70 тыс. руб., электрогазосварщику — от 60 тыс. руб., токарю и фрезеровщику — от 56 тыс. руб. И даже техническому директору литейно-механического производства предлагают зарплату 100 тыс. руб. Зарплата начальника смены — от 80 тыс. руб.
Сколько платят в Белоруссии
Сотрудники автозаводов в соседней Белоруссии считаются привилегированным классом: зарплаты в местном автопроме, по меркам страны, неплохи. Но могут ли они тягаться с нашими?
Фото: Belgee
В разделе «вакансии» сайта Belgee представлен ряд востребованных позиций, но открытых вакансий мало. Грузчиков на автозавод готовы брать на зарплату 1 350 белорусских рублей (39 400 руб.) — при режиме работы 2/2 по 12 часов, слесарей МСР — на 1 140–1 650 белорусских рублей (22 300–48 200 руб.) — при таком же режиме работы, комплектовщиков изделий и инструмента — на 1 250 белорусских рублей (36 500 руб.), а инженеров-технологов — на 1 400 белорусских рублей (40 800 руб.). Во всех перечисленных случаях приводится базовый размер оплаты труда, по факту он может оказаться выше.
На сайте БелАЗа представлено значительно больше открытых вакансий. Токарю и фрезеровщику готовы платить от 1 500 белорусских рублей (43 800 руб.), шлифовщику — от 1 700 (49 600 руб.), слесарю-инструментальщику и наладчику станков с ПУ — от 1 200 (35 000 руб.), а контролеру сварочных работ — от 1 000 (29 200 руб.). Зарплата инженера-конструктора — от 2 000 (58 400 руб.).
На автозавод МАЗ на момент написания заметки требовалось 222 человека. Однако зарплаты, по российским меркам, невысокие. Водителя погрузчика готовы взять на 1 000 белорусских рублей (29 200 руб.), маляра — на 1 300 (38 000 руб.), электрогазосварщика — на 1 800 (52 600 руб.), фрезеровщика — на 1 900 (55 500 руб.), слесаря-инструментальщика — на 2 000 (58 400 руб.), а ведущего инженера — на 2 200–2 800 белорусских рублей (64 200–81 700 руб.).
Материалы по теме: