Как правильно: ГАИ, ГИБДД, или Госавтоинспекция. Карточки

AutoDec  » Новости »  Как правильно: ГАИ, ГИБДД, или Госавтоинспекция. Карточки
0 комментариев

Подписаться на Telegram-канал

ГИБДД теперь именуется Госавтоинспекцией, рассказал глава ведомства Михаил Черников. Сами инспекторы объяснили: их переименовали еще раньше. Разбираемся в том, как ГАИ сначала стала ГИБДД, а потом Госавтоинспекцией

СССР. Оренбург. 21 ноября 1989 г. Экипаж дорожно-патрульной службы ГАИ города Оренбурга лейтенант милиции Юрий Коваль и старшина Шамиль Гизатулин


СССР. Оренбург. 21 ноября 1989 г. Экипаж дорожно-патрульной службы ГАИ города Оренбурга лейтенант милиции Юрий Коваль и старшина Шамиль Гизатулин

(Фото: Валерий Бушухин / Фотохроника ТАСС)

1

Появление ведомства

Фото: diesel.elcat.kg До войны сотрудники ОРУД чаще всего использовали мотоциклы. Также представители ведомства ездили на ГАЗ М1, который отличался от гражданской версии разве что громкоговорителем на крыше


Фото: diesel.elcat.kg До войны сотрудники ОРУД чаще всего использовали мотоциклы. Также представители ведомства ездили на ГАЗ М1, который отличался от гражданской версии разве что громкоговорителем на крыше

Началом работы ГАИ можно считать 5 ноября 1934 года: изначально сотрудники подразделения боролась с расхитителями государственной автомобильной собственности. Через два года, 3 июля 1936 года Совет Народных Комиссаров СССР постановлением № 1 182 утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР». С этого момента специально созданный отдел НКВД начал бороться с дорожными авариями, создавать технические нормы эксплуатации автомобильного транспорта, а также готовить водителей. В перечень задач вошли ведение статистики по ДТП и анализ их причин плюс привлечение нарушителей к ответственности. В ОГАИ трудились 57 человек в семи различных отделениях. В 1938 году стали появляться местные отделы ГАИ.

2

ГАИ НКВД СССР в годы Великой Отечественной Войны

Фото: Классика советского кино / Youtube. «Дорога жизни» в блокадный Ленинград. Кадр из фильма Романа Кармена «Ленинград в борьбе», 1942 год


Фото: Классика советского кино / Youtube. «Дорога жизни» в блокадный Ленинград. Кадр из фильма Романа Кармена «Ленинград в борьбе», 1942 год

В 1941–1945 годах ведомство перестроило деятельность на военный лад. Четверть личного состава милиции задействовали на строительстве сооружений, в перечень задач вошли работы по мобилизации автотранспорта для нужд фронта, учет горюче-смазочных материалов и подготовка военных водителей. Специалистами ведомства велся надзор за внедрением газогенераторных установок в автомобили. 1 сентября 1944 года были приняты новые правила уличного движения. В период с ноября 1941 года по март 1943 года сотрудники дорожной милиции участвовали в организации Дороги Жизни в блокадный Ленинград.

3

Послевоенный период

Фото: am02.ru


Фото: am02.ru

В 1945–1959 годах система ОРУД-ГАИ занималась созданием передовых правовых основ безопасности на дорогах. Появились первые светофоры, обновился порядок учета дорожно-транспортных происшествий, были созданы правила учета автомобильного и мотоциклетного транспорта, начал осуществляться надзор за техническим состоянием и использованием автотранспорта народного хозяйства СССР. Учреждена Комиссия общественного контроля за техническим состоянием автомобилей, в автотрестах и крупных автохозяйствах введены должности старших инженеров и инженеров по безопасности. Впервые разработан Устав патрульно-постовой службы, который продолжает использоваться в наши дни.

4

Эпоха крупных перемен

Фото: Юрий Венделин / Фотохроника <a href=ТАСС. Москва. Инспекторы ГАИ во время дежурства»>


Фото: Юрий Венделин / Фотохроника ТАСС. Москва. Инспекторы ГАИ во время дежурства

С упразднением в январе 1960 года МВД СССР и передачей его функций МВД союзных республик работа ведомства стала меняться. В 1966 году образовано Союзно-республиканское министерство охраны общественного порядка (будущее МВД СССР), а в 1967 году Отдел Госавтоинспекции МВД СССР трансформировался в Управление Госавтоинспекции МВД СССР. В это десятилетие были утверждены первые единые для СССР «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорог СССР», созданные с учетом требований международных норм и документов. Появились единые образцы бланков водительских удостоверений, технические паспорта и номера для автомототранспорта. Правила учета и регистрации транспорта также привели к единому знаменателю. 1 июля 1963 года введен в действие ГОСТ 10807-64 «Знаки и указатели дорожные», появился стандарт на отличительный знак для перевозочных средств, участвующих в международном движении. 7 октября – 8 ноября 1968 года в Вене ратифицированы международные конвенции о дорожном движении, дорожных знаках и сигналах.

5

Стабильность и обновление

Фото: Виктор Углик / Фотохроника <a href=ТАСС . СССР. 8 июня 1981 г. Старшие инспекторы Б.А. Аникушин и А.М. Голованов (слева) ведут контроль скоростного режима»>


Фото: Виктор Углик / Фотохроника ТАСС . СССР. 8 июня 1981 г. Старшие инспекторы Б.А. Аникушин и А.М. Голованов (слева) ведут контроль скоростного режима

В 1970–1988 годы ГАИ вышла на новый уровень в плане взаимодействия с водителями. В руках ведомства оказалась вся комплексная система обеспечения безопасности дорожного движения. Начались расследования причин гибели людей в ДТП, стали приниматься меры для предотвращения таких инцидентов. Принято решение об обязательном оснащении легковых машин ремнями безопасности на переднем ряду сидений, введен в строй первый в стране автодром, появились новые, более жесткие правила проведения техосмотра машин, мотоциклов и прицепов, введены новые правила регистрации и учета автотранспортных средств. Со второй половины 70-х годов подготовка водителей вышла на качественно новый уровень, а в составе дорожно-патрульной службы впервые появились вертолетные взводы. 10 августа 1978 года утверждено единое «Положение о Государственной автомобильной инспекции». Управление Госавтоинспекции МВД СССР трансформировалось в Главное управление Госавтоинспекции МВД СССР.

6

Глобальные перемены

Фото: Валерий Христофоров / Фотохроника <a href=ТАСС. Россия. Москва. 1 июня 1996 г. На одном из постов»>


Фото: Валерий Христофоров / Фотохроника ТАСС. Россия. Москва. 1 июня 1996 г. На одном из постов

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 октября 1989 г. создано Министерство внутренних дел РСФСР. В 1990 году профилактика ДТП начинает сокращаться, а безопасность на дорогах – падать. ГАИ вырабатывает новый подход к системе обеспечения безопасности на дорогах. Приоритетной задачей становится госконтроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, устаревшие организационно-хозяйственные функции постепенно снимаются. Начат процесс комплексного анализа ДТП в регионах России, разработана Концепция первоочередных мер по обеспечению безопасности дорожного движения на 1991–1992 гг. и до 2000 года. До 1996 года проводится активная нормативно-правовая деятельность в области обеспечения безопасности дорожного движения. Вводятся новые, российские паспорта транспортных средств, новые типы водительских удостоверений, новые свидетельства о регистрации, Правила дорожного движения и регистрационные знаки. 8 июля 1997 года установлен современный порядок сдачи водительских экзаменов.

7

От ГАИ к ГИБДД

Фото: Nikolay Gyngazov / Global Look Press


Фото: Nikolay Gyngazov / Global Look Press

С приходом XXI века страна вступила в эпоху взрывного роста автомобилизации, что послужило причиной кризиса на дорогах. Назрела необходимость переформирования ГАИ. 1 июня 1998 года вышел Приказ МВД России № 329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России», а 15 июня Указом № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» ГАИ переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения – ГИБДД МВД Российской Федерации. Статус структуры вырос до уровня министерств и ведомств, а в список задач вошла защита прав и интересов участников дорожного движения. Часть функций сотрудников ГИБДД – определение виновных в ДТП и оформление материального ущерба – перешла в ведение судов. С июля 2008 года нарушителей стали привлекать к ответственности с применением автоматических средств фотовидеофиксации. Принята рамочная стратегия для организации системной работы по повышению безопасности дорожного движения. С 2021 по 2024 годы предполагается реализация комплекса практических мер, оказывающих непосредственное воздействие на безопасность дорожного движения.

8

Опять переименовали?

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press


Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

Материалы по теме:

C некоторых камер-треног с 1 сентября перестанут приходить штрафы ГИБДД

В ГИБДД исключили лишение прав за прием «запрещенных» Минздравом лекарств

Минздрав назвал запрещенные для водителей лекарства. Лишат ли за них прав

Тонировка, красивые номера, «островки»: что важно знать водителям весной


Источник