10 лет назад литр бензина в России можно было купить за 32 рубля. С того момента цена практически удвоилась. Autonews изучил, как росла стоимость горючего по годам
Фото: Belkin Alexey / news.ru / Global Look Press
2024 год
Знакомство с ценами на бензин и дизель начнем с актуального периода. 2024 год стал непростым для российских нефтяников: топливный рынок периодически лихорадило из-за атак на НПЗ и простоев оборудования, а также сложностей в поставке дефицитных компонентов для заводов. Еще в феврале экспорт бензина пришлось сократить на треть, а поставки на внутренний рынок, напротив, увеличить для формирования запасов. С августа власти вернулись к запрету на экспорт бензина: данная мера носит временный характер, однако до конца года отменять ее не планируется.
Рост цен на российских АЗС в летний период оценивался в среднем в 0,2–0,6% за каждую неделю. Уже к концу июля топливо в розничной сети стало дороже на 4,7% по отношению к январским показателям при тогдашнем официальном прогнозе Минэкономразвития по инфляции 5,1% на 2024 год (такой прогноз ведомство давало в апреле; в начале сентября министерство повысило его до 7,3%).
Эмбарго на экспорт топлива как дополнительную меру регулирования рынка ввели с 1 марта 2024 года сроком на полгода в связи с риском снижения объемов нефтепереработки. В конце июня экспорт бензина был разрешен на июль, а с августа власти вновь вернулись к заградительной мере.
2014–2015 годы
Обратимся к событиям 10-летней давности. В 2014 году литр бензина АИ-92 можно было купить всего за 32,2 руб., АИ-95 — за 35,11 руб., а дизеля — за 33,8 руб. После присоединения Крыма потребительские цены подскочили на 8,9%. Тогда подорожание бензина и дизеля зафиксировали сразу в 37 регионах, но наибольшая инфляция наблюдалась в Крыму. К примеру, в Симферополе 92-й продавали за 37 руб. за литр, а 95-й — почти за 40 рублей.
Фото: Баранов Владимир / Global Look Press
По состоянию на тот момент президент Российского топливного союза Евгений Аркуша оценивал налоговую нагрузку, заложенную в стоимость топлива, в 60%. Из-за падения котировок нефти и курса рубля властям пришлось поднимать акцизы, которые в конечном счете закладывались нефтяниками в стоимость топлива. С осени 2014 до января 2015 года нефть упала в цене более чем вдвое.
По итогам 2015 года литр бензина АИ-92 в России продавался в среднем за 33,3 руб., АИ-95 — за 36,13 руб., а дизеля — за 34,9 руб.
2016–2020 годы
В конце 2015 — начале 2016 года произошел новый обвал стоимости нефти, что привело к удешевлению бензина на рубль, однако затем цены вернулись к прежним уровням и возобновили рост. Если по итогам 2016 года литр бензина АИ-92, АИ-95 и дизеля стоил 34,7, 37,6 и 36,8 руб. соответственно, то по итогам 2017-го подскочил на два рубля — до 36,5, 40,1 и 38,7 руб.
2018 год стал для топливного рынка и для автолюбителей одним из самых болезненных. За 12 месяцев из-за введения новых налоговых правил и скачка цен на нефть на мировом рынке литр бензина АИ-92 стал стоить 39,43 руб., АИ-95 — 43,95 руб., а дизеля — 39,34 руб. Власти были вынуждены пойти на дополнительные меры и ввести так называемый демпферный механизм, который заработал с 2019 года.
Цель демпферного механизма — снизить влияние на внутренние цены внешнеэкономических и геополитических факторов. Механизм сглаживает разницу между стоимостью топлива для экспорта и индикативной внутренней ценой, установленной на законодательном уровне. Если экспортная цена выше условной, нефтяникам компенсируют часть разницы за счет бюджета. Это позволяет поставлять горючее на внутренний рынок по прежним ценам, но с комфортной для них маржинальностью. При падении экспортной цены ниже маржинальной уже нефтяные компании компенсируют разницу бюджету. Так было в 2020 году, когда после развала сделки ОПЕК+ и на фоне начинавшейся пандемии коронавируса мировые цены на нефть рухнули ниже $40 за баррель. Механизм не связан с реальными рыночными ценами, поэтому очень быстро потребовал корректировки.
По итогам 2020 года средняя цена бензина марки АИ-92 достигла 43,8 руб. за литр, АИ-95 — 46,2 руб. за литр, а дизеля — 46,3 руб. за литр.
Фото: Elen Nika / Shutterstock / FOTODOM
2021–2023 годы
В 2021 году демпфирующий механизм пришлось скорректировать из-за того, что индикативная цена слишком сильно отдалилась от рыночной — ее проиндексировали на 5%. С 1 мая заработала новая формула, позволяющая сдерживать рост цен на АЗС.
«Вносимые законопроектом Минэнерго России и Минфина России изменения окажут стабилизирующее действие на цены внутреннего рынка в период роста мировых цен на нефть и нефтепродукты, а также позволят снизить давление на розничные цены моторных топлив у независимых нефтетрейдеров», — пояснил тогда министр энергетики Николай Шульгинов.
Постепенный рост стоимости бензина на АЗС, однако, все равно продолжился. По итогам 2021 года литр бензина АИ-92 в среднем стоил 44 руб., АИ-95 — 48,5 руб., а дизеля — 49,4 руб. В последующие 2022 и 2023 годы цены стали ползти вверх еще активнее на фоне разгоняющейся инфляции. Так, в декабре 2022 года они составили 47,21 руб., 51,35 руб. и 58,37 руб., а в декабре 2023-го — 50,26 руб., 54,87 руб. и 64,37 руб. за АИ-92, АИ-95 и дизель соответственно.
Фото: Rudmer Zwerver / Shutterstock / FOTODOM
Цены на бензин АИ-92
Год | Средняя стоимость за литр, руб. |
2014 | 32,2 |
2015 | 33,3 |
2016 | 34,7 |
2017 | 36,5 |
2018 | 39,43 |
2019 | 43,13 |
2020 | 43,8 |
2021 | 44 |
2022 (декабрь) | 47,21 |
2023 (декабрь) | 50,26 |
2024 (на 9 сентября) | 53,37 |
Цены на бензин АИ-95
Год | Средняя стоимость за литр, руб. |
2014 | 35,11 |
2015 | 36,13 |
2016 | 37,6 |
2017 | 40,1 |
2018 | 43,95 |
2019 | 45,67 |
2020 | 46,2 |
2021 | 48,5 |
2022 (декабрь) | 51,35 |
2023 (декабрь) | 54,87 |
2024 (на 9 сентября) | 58,65 |
Цены на дизель
Год | Средняя стоимость за литр, руб. |
2014 | 33,8 |
2015 | 34,9 |
2016 | 36,8 |
2017 | 38,7 |
2018 | 39,34 |
2019 | 44,14 |
2020 | 46,3 |
2021 | 49,4 |
2022 (декабрь) | 58,37 |
2023 (декабрь) | 64,37 |
2024 (на 9 сентября) | 66,86 |
Материалы по теме: