Как и чем почистить дроссельную заслонку и как часто нужно это делать

AutoDec  » Новости »  Как и чем почистить дроссельную заслонку и как часто нужно это делать
0 комментариев

Подписаться на Telegram-канал

Чистка дроссельного узла вполне под силу рядовому автомобилисту, но целесообразность этой процедуры находится под большим вопросом. Autonews.ru объясняет, чего следует опасаться

Фото: Shutterstock


Фото: Shutterstock

  1. Что такое дроссель
  2. Для чего нужно чистить
  3. Как почистить
  4. В чем опасность чистки
  5. Чем чистить
  6. Нужна ли адаптация после чистки

Что такое дроссель

Дроссель, или, следуя полному названию, дроссельный узел — это механизм, осуществляющий дозировку воздуха, поступающего в двигатель в соответствии с задаваемым режимом работы. Именно дроссель имеет прямую связь с положением педели газа: механическую — напрямую тросиком, — или электронную, с помощью сервопривода. Обратная связь (информация о фактическом угле открытия) с блоком управления реализована с помощью датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).

Где находится дроссельная заслонка

Дроссельная заслонка располагается непосредственно перед впускным коллектором. Как было сказано выше, она является «воротами» для воздуха и, совместно с системой питания (инжектор или карбюратор) задает концентрацию топливовоздушной смеси.

Для чего нужно чистить дроссельную заслонку

Как и любая деталь в автомобиле, дроссельная заслонка со временем загрязняется и изнашивается. Однако любопытная особенность заключается в том, что первый фактор самым непосредственным образом влияет на второй. И, как ни странно, в общем случае это влияние скорее положительное. Подобный «феномен» будет рассмотрен далее, а пока стоит сказать о тревожных симптомах и периодичности проведения процедуры.

Когда нужно чистить дроссельную заслонку

Нижеперечисленное относятся большей частью к самым простым моторам, работа которых не завязана на десятках датчиков и исполнительных механизмов. Тем не менее, классические признаки грязной дроссельной заслонки будут следующие.

Фото: Shutterstock


Фото: Shutterstock

Указанных симптомов может и не наблюдаться, но повышенный расход топлива и снижение динамики также могут быть признаками загрязнения дроссельного узла. Самым правильным способом убедиться в необходимости чистки будет визуальный осмотр узла путем его съема с двигателя. Просто отсоединение патрубка и внешний осмотр на установленном дросселе полноценной диагностикой не является. Нередко основная масса нагара находится изнутри.

Как часто нужно чистить дроссельную заслонку

Регламентированной периодичности для чистки дроссельной заслонки не предусмотрено. Ориентироваться необходимо на пробег, симптоматику и фактическое состояние (количество грязи) внутри корпуса и на самой заслонке.

Количество нагара также является величиной сугубо индивидуальной. Загрязнение дроссельного узла зависит от таких факторов как пробег, изношенность шатунно-поршневой группы, качество масла, режим эксплуатации и множества других слагаемых.

Как почистить дроссельную заслонку: пошаговая инструкция

В большинстве ситуаций осуществить чистку дроссельной заслонки можно самостоятельно и без применения спецоборудования. Для этого необходимо выполнить следующие шаги.

Важно! Далее подробно рассмотрен общий алгоритм и нюансы чистки дроссельного узла. Однако всегда стоит помнить, что данная процедура необходима лишь после тщательного анализа состояния деталей и при учете общего контекста — пробег, симптомы и т.д. В противном случае очистка может обернуться проблемами, нередко решаемыми лишь заменой узла. Подробнее об этом будет сказано ниже.

Фото: Shutterstock


Фото: Shutterstock
  1. Отсоединить минусовую клемму аккумулятора.
  2. Снять дроссельную заслонку. Конкретный алгоритм указан в руководстве по ремонту, но в общем случае это процедура не представляет сложности. Все крепежные элементы находятся в прямом доступе и не требуют применения специнструмента. Обычно нужно снять с корпуса дроссельной заслонки впускной патрубок, а также фишки ДМРВ и привода заслонки, если она электронно-управляемая. Если привод механический — отсоединить тросик педали газа. После чего открутить корпус дросселя от впускного коллектора и извлечь.
  3. Оценить степень загрязнения. В случае, когда внутри наблюдается лишь тонкий равномерный налет без явных рельефных наслоений, лучше не проводить никаких операций вообще.
  4. Если механическая очистка все же требуется, производить ее необходимо крайне аккуратно. Стенки и сам подвижный «пятак» (сленговое название заслонки) с завода выполнены, выражаясь бытовым языком, «антипригарными» — как раз для минимизации оседания на них грязи. Поверхность этих деталей фактически полированная. Механическая чистка с применением даже пластиковой щетки может повредить эту полировку, что обернется ускоренным образованием отложений после процедуры. Поэтому удаление загрязнений лучше проводить мягкой чистой ветошью. Аккуратно, слой за слоем, стирая грязь с помощью карбклинера, без приложения чрезмерных усилий.

В чем опасность чистки дроссельной заслонки

Отдельно необходимо сказать про целесообразность чистки дросселя вообще. Дело в том, что конструкция данного узла очень точная. Допуски на зазор между заслонкой и корпусом измеряются десятыми долями миллиметра. Конечно, подобную прецизионность сохранить на протяжении всего срока эксплуатации невозможно. Микрочастицы абразива в поступающем воздушном потоке, даже несмотря на наличие фильтра, год за годом стачивают металл и увеличивают зазор между «пятаком» и корпусом дросселя. Однако наряду с этим проявляется любопытный эффект: микродефекты и растущий год за годом зазор параллельно «замазывается» оседающей там же грязью. Именно поэтому дроссельные узлы, в которые 20-30 лет никто не залезал, зачастую работают совершенно нормально. Ровно до тех пор, пока их не решают «обновить, чтоб блестел как новый».

Фото: Shutterstock


Фото: Shutterstock

Полностью счистив с такого узла отложения, которые формировались годами, владелец сам освобождает путь для «сквозняка» через открывшиеся тут же зазоры сточенной заслонки. Которые до того успешно компенсировались грязью. После чего обороты начинают плавать, на разгоне проявляются провалы, пропадает нормальная тяга и растет потребление топлива. И, что самое печальное, устранить это уже ничем не удается. Ну, а далее в ход идут всевозможные затирки, замазки, компаунды и прочие ухищрения, призванные вернуть былую герметичность заслонке. Читай — намазать грязь обратно на заслонку.

Чтобы убедиться в не надуманности подобного сценария, достаточно вбить в любой поисковик что-то типа «проблемы после чистки дросселя». В результатах первой же пары страниц выдачи окажутся десятки случаев, когда профилактическое вмешательство в нормально функционирующий узел обернулось множеством проблем. Поэтому, прежде чем устраивать ревизию дросселя из соображения «хуже не будет», нужно очень крепко задуматься — хуже может стать запросто.

Чем чистить дроссельную заслонку

Как отмечалось выше, для очистки дроссельной заслонки лучше всего воспользоваться специальными химическими средствами, в изобилии представленными в автомагазинах. И стараться соблюдать аккуратность, дабы не поцарапать поверхности внутри узла. Также необходимо помнить, что некоторые средства для очистки застарелых загрязнений (особенно дешевые) часто негативно влияют на пластик и РТИ. Поэтому поливать «заодно» каким-нибудь мощным карбклинером все подряд под капотом точно не стоит.

Нужна ли адаптация после чистки дроссельной заслонки

Адаптация дроссельной заслонки — процесс привязки крайних положений электронно-управляемой заслонки к блоку управления двигателем. Проводится после очистки дросселя или установки нового. В первом случае предписанием может являться сброс всех калибровок после отключения дросселя: например, если фишку отсоединили при включенном зажигании. Второй сценарий (замена) рекомендует адаптацию ввиду неодинаковости характеристик узлов. Даже два формально идентичных дросселя могут иметь не идеально совпадающие характеристики: степень износа потенциомера, максимальные углы открытия и т.д. И даже минимальная разница этих параметров будет влиять на работу двигателя, и эту разницу блок управления должен учесть и заложить в память.

Фото: Shutterstock


Фото: Shutterstock

На самом деле, адаптация дросселя не является строго необходимой процедурой. Через определенное количество километров и/или дней электроника сама «подружится» с заново подключенным дроссельным узлом, прописав себе в память необходимые настройки. Просто адаптация значительно ускоряет этот процесс, дабы владельцу не пришлось нервничать из-за ненадолго повысившегося расхода топлива, нетипичного отклика автомобиля на действия газом или внезапно загоревшегося «Check engine».

Читайте также:

Проверка автомобиля по базам: на штрафы, ограничения, залог, арест
Катализатор: зачем нужен, можно ли ездить без него и как пройти техосмотр
Как и когда нужно менять масло в автомате
Замена масла в двигателе: когда и как часто меняют, как проверить уровень и что будет, если перелить
Как промыть систему охлаждения и ничего не сломать


Источник