Главные партнеры — из Китая. Автодилеры оценили эффект от новых санкций

AutoDec  » Новости »  Главные партнеры — из Китая. Автодилеры оценили эффект от новых санкций

Подписаться на Telegram-канал

От чего будут зависеть цены на автомобили и запчасти, что будет с параллельным импортом и насколько продавцы защищены от проблем с расчетами: дилеры и эксперты оценили первый день работы новых санкций против Мосбиржи

Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM


Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM

Последствия новых санкций со стороны США и Великобритании в отношении Мосбиржи и потенциальные проблемы с покупкой иностранной валюты для ввоза и продаж автомобилей оценили дилеры и аналитики после первого рабочего дня под ограничениями. Продавцы признались, что колебания курса неизбежно приведут к росту цен, а эксперты в области санкций указали на дополнительные риски. К чему готовиться тем, кто задумался о покупке автомобиля.

Цены на автомобили привязаны к курсу валют

«Есть говорить о курсе, который устанавливает теперь уже не биржа, а ЦБ, то ничего страшного не произошло (по курсу на 14 июля евро стоит 95,7 руб., доллар 89 руб. — РБК). А спрэд между покупкой и продажей, которые мы видели на днях — лишь желание мелких банков в моменте поспекулировать на продаже валюты. Говорить о долгосрочной перспективе рубля пока сложно», — сказал эксперт.

Иванов отметил, что на цены теперь будет влиять внебиржевой курс и каких-либо предпосылок для снижения цен на автомобили он не видит.

«Если курсы валют на внебержевом рыкне будут расти, эффект мы увидим сразу с небольшими отличиями. В случае официальных поставок автомобилей импортеры хеджириют валютные риски и постепенно поднимают цены ввиду обязательств по объемам продаж. Но слишком резкое поднятие цены приведет к снижению объема реализации продукции. В случае же параллельного импорта реакция будет быстрее: если курс скакнет и рубль обвалится, последует резкий рост цен», — пояснил топ-менеджер.

Представитель дилерского сообщества успокоил тех, кто опасается, что их автомобили зависнут из-за замороженных переводов контрагентам. Правда, это главным образом относится к машинам из Китая.

«При расчетах с контрагентами мы проблем не ожидаем. Основной пул автомобилей закупается в Китае, и расчеты происходят через юань, они практически не завязаны на евро и долларе США. Сделки не зависают», — заверил Иванов.

Фото: Autonews.ru


Фото: Autonews.ru

Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов уверен, что автомобили и запчасти могут значительно подорожать из-за опасений партнеров российских компаний попасть под вторичные санкции.

«Пока точные последствия прекращения торгов валютой в России сложно предсказать. Однако очевидно, что это может негативно отразиться на экспорте и импорте, в том числе автомобилей и комплектующих для них. Например, из-за риска деградации валютных транзакций с КНР существует вероятность ограничений и на поставки техники и запчастей в связи с опасениями вторичных санкций», — пояснил Тузов.

Аналогичная ситуация может произойти и в отношениях с другими дружественными странами, через территорию которых осуществлялся параллельный импорт автомобилей и комплектующих.

Авторынок в стороне от санкций

Санкции в отношении Мосбиржи, НКЦ и НРД не окажут непосредственного влияния на авторынок, считает юрист практики санкционного права и комплаенса NSP Глеб Бойко. Он уточнил, что поставщики не используют эти площадки для расчетов, непосредственно связанных с импортом автомобилей и автозапчастей. Хотя отдельные поставщики и участники отрасли могли приобретать валюту на валютных торгах на Мосбирже, а теперь валюту недружественных стран придется приобретать иным способом: в российских несанкционных банках, в иностранных банках и так далее.

По словам Бойко, для участников автомобильного рынка гораздо более серьезной проблемой является последовательная борьба западных юрисдикций с обходом санкций и экспортного контроля.

«Дело в том, что многие автозапчасти могут являться товарами, подлежащими экспортному контролю в западных юрисдикциях. А сейчас поставка таких товаров в Россию запрещена без лицензии соответствующего западного регулятора», — отметил он.

Фото: Autonews.ru


Фото: Autonews.ru

Пока риски, по его мнению, не слишком высоки: западные юрисдикции не борются именно с участниками автомобильного рынка. Сейчас они более сосредоточены на введении санкций и уголовном преследовании поставщиков продукции для ВПК и микроэлектроники.

«Но не исключено, что в определенный момент могут обратить внимание и на участников автомобильного рынка», — выразил опасение эксперт.

Вильгельмина Шавшина, партнер группы компаний Б1, руководитель группы услуг по таможенному регулированию и международной торговле заявила: к тому, что биржевая торговля долларами США и евро в один момент будет прекращена, рынок готовился еще с 2022 года. Однако существует рабочий внебиржевой рыночный механизм определения курса валюты, который в дальнейшем позволит осуществлять покупку и продажу долларов и евро.

Шавшина также подтвердила, что основной российский импорт автомобилей и деталей в Россию приходится на Китай. А с китайскими контрагентами многие импортеры уже давно перешли на операции в юанях. И, самое важное, проводить такие платежи возможно даже через те банки, которые находятся под санкциями.

«По моему мнению, санкции против Мосбиржи в большей степени затронут компании, до настоящего времени продолжающие вести бизнес в «недружественных» валютах, — отметила Шавшина. — Однако определенный негативный эффект почувствуют практически все импортеры, поскольку, с высокой степенью вероятности, в большую сторону изменятся курсы многих валют, включая юань. В конечном итоге это приведет к увеличению цен на импортные товары, в том числе на запчасти и автомобили».

В заключение она отметила, что системе потребуется некоторое время на перестройку, после которой расчеты с контрагентами даже из недружественных стран вернутся в прежнее русло, возможно, в несколько измененном виде.

Фото: Autonews.ru


Фото: Autonews.ru

Эффект даст знать о себе позже

Изменение порядка расчетов в валюте и рост расходов на такие операции может привести к росту расходов компаний, работающих на автомобильном рынке, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Это грозит увеличением стоимости их услуг. Например, отразится на цене автомобилей и запасных частей, стоимости обслуживания, расходных материалов и так далее. По его прогнозам, компаниям потребуется несколько месяцев, чтобы адаптироваться, поэтому рост цен на автомобильном рынке может произойти осенью.


Источник