Использование ручника, фото: njcar.ru
Ручник или его более официальное название — стояночный тормоз, создан исключительно для удержания автомобиля в неподвижном положении при парковке. Поскольку он выполняет тормозную функцию, у некоторых автомобилистов появляется идея применить его как аварийный тормоз, если тормоза, активируемые по классике педалью, перестанут действовать. Портал njcar.ru выяснил у представителя ГАИ, можно ли, согласно ПДД, тормозить ручником на ходу.
Дорожные ситуации непредсказуемы, и порой тормоза могут подвести. Почти каждый водитель хотя бы раз моделировал подобный сценарий: что делать, если тормозная система неожиданно откажет? Первая мысль — попытаться активировать стояночный тормоз. Но здесь важно учитывать, что в условиях движения — это возможно не во всех автомобилях. В ряде современных моделей, оснащённых электронным ручником, привычный рычаг заменён кнопкой, расположенной в центральной консоли.
Продвинутая электроника таких автомобилей не даст активировать стояночный тормоз при движении с помощью кнопки. Так что дальнейшие советы актуальны только для водителей транспортных средств с классическим «ручником», управляемым рычагом между передними сиденьями или педалью.
Теоретически стояночный тормоз способен замедлить автомобиль, но это требует осторожного подхода. Стоит учитывать, что при резком задействовании стояночного тормоза задние колёса моментально блокируются, что легко приводит к заносу и потере управления — ситуация, крайне опасная в условиях движения, особенно на скользкой дороге. Поэтому при использовании стояночного тормоза для замедления важно действовать осторожно, избегая полного блокирования задних колёс.
Правила дорожного движения не запрещают пользоваться стояночным тормозом на ходу, однако в критических ситуациях, чтобы попытаться максимально снизить вероятность заноса, важно не вращать рулевое колесо при полностью поднятом стояночном тормозе. Передние колёса должны оставаться строго направленными вперёд. В противном случае вас ожидает резкий и неконтролируемый разворот, подобный полицейскому.
Перед тем как использовать стояночный тормоз для замедления, важно оценить ситуацию. Например, на скользкой поверхности, будь то мокрая дорога или снег, такое торможение становится максимально опасным. Любое различие в сцеплении между передними и задними колёсами может мгновенно вызвать неожиданный и опасный занос. Даже небольшой неровный участок под передним колесом при заблокированных задних может привести к резкому и неконтролируемому повороту автомобиля. К тому же, чем выше скорость, тем серьёзнее могут быть последствия при ошибках в использовании «ручника».
Таким образом, прибегать к такому крайнему методу торможения стоит исключительно на прямолинейной и ровной дороге, при минимальной скорости и только тогда, когда нет других возможностей для безопасной остановки.