Банк России повысил ключевую ставку до 21%. О том, как это скажется на стоимости машин и автокредитов и что ждет автомобильный рынок в ближайшем будущем, рассказали Autonews.ru дилеры и профильные эксперты
Фото: OATZ To Go FACTORY / Shutterstock / FOTODOM
Есть новый рекорд
Предыдущее повышение ключевой ставки произошло в сентябре. Тогда Банк России поднял ее с 18 до 19%. Очередное повышение сразу на 200 б.п., с 19 до 21%, состоялось сегодня. Пересмотр ключевой ставки стал третьим подряд. 21% стал самым большим значением за всю историю. Прежний рекорд в 20% был зафиксирован в феврале 2022-го.
Эксперты, с которыми РБК поговорил до принятия решения регулятором, склонялись, скорее, к менее резкому повышению. 24 из 30 специалистов выразили мнение, что ее поднимут до 20%, шестеро — до 21%. При этом некоторые экономисты допускали сценарий с повышением ставки даже до 22%.
Директор аналитического департамента «Цифра брокер» Ованес Оганисян в беседе с РБК пояснил, что пока существенных результатов ужесточение денежно-кредитной политики Банка России не принесло, поэтому пришлось идти на новые шаги: «Экономика растет, кредитование увеличивается и ценовое давление сохраняется несмотря на то, что в среднем в 2024 году ключевая ставка оставалась на уровне 17%».
В ЦБ свое решение объяснили так: «Требуется дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики, для того чтобы обеспечить возвращение инфляции к цели и снизить инфляционные ожидания. Банк России допускает возможность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4,5–5,0% в 2025 году, 4,0% в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем».
Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM
Закредитованность растет
В текущей экономической ситуации автокредитование является одним из главных драйверов отечественного авторынка: по подсчетам дилеров, до 80% всех транспортных средств приобретается гражданами в кредит. В частности, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в одном лишь I квартале 2024 года автокредитов было выдано более чем на полтриллиона рублей. Тогда в количественном выражении рост составил 99,2% (было выдано 353 тыс. автокредитов).
В сентябре объем автокредитов снова вырос в преддверии повышения ставок утилизационного сбора с 1 октября: под покупку автомобилей было выдано 192,69 млрд заемных средств, а в целом за девять месяцев текущего года — 1,09 млн автокредитов на 1,58 трлн руб. По отношению к тому же периоду 2023 года количество выросло на 81%, а объем — на 87%. При этом полная стоимость кредита на покупку автомобиля в сентябре уже была чрезвычайно высокой — 22,25%. Для сравнения, в августе этот показатель составлял 21,14%. На начало октября полная стоимость выданных автокредитов поднялась до 23,21%. И после очередного поднятия ключевой ставки она продолжит расти.
Прогноз экспертов
По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, драматическим новое повышение ключевой ставки для авторынка не станет, но негативное влияние на продажи машин все же будет оказано. Для наименее защищенных слоев российского общества автомобиль и без того практически недоступен.
«Центробанк старательно отсекает от автокредитов наименее обеспеченные категории заемщиков с избыточной нагрузкой. Поэтому я не думаю, что эти 2% сильно скажутся на динамике. Гораздо сильнее скажутся повышение утилизационного сбора и продолжающиеся поборы со стороны дилеров», — конкретизировал эксперт.
Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM
В пресс-службе Ассоциации РОАД также указали на негативные последствия с точки зрения покупательной способности и продаж: «Очередное повышение ключевой ставки приведет к удорожанию кредитов». Дилеры также обратили внимание на значительное увеличение нагрузки на бизнес и на продолжение тенденции подорожания автомобилей. Продажи будут снижаться, считают в РОАД.
Кстати, сентябрь 2024 года с точки зрения продаж стал чрезвычайно успешным из-за инфляционных ожиданий покупателей.
По подсчетам агентства «Автостат», по итогам первого осеннего месяца в стране было продано 150 879 новых легковых машин — на 36,7% больше, чем в том же месяце 2023-го. Очередной рекорд установили «китайцы»: реализовано 93 175 новых легковых машин китайских брендов. Предыдущий рекорд зафиксирован месяцем ранее — в августе 2024 года, тогда продали 90 098 китайских машин.
Есть ли альтернатива кредитам
По мнению Шапарина, россияне в текущей ситуации все чаще будут отказываться от автокредитов в пользу необеспеченных кредитов и подписки на машины, поскольку «автокредиты уже давно дороже кредитов наличными».
Специалист указал на парадокс такой ситуации: «Автокредит — это обеспеченный кредит, а кредит наличными — нет. Но в стоимости кредита автомобильного находится процентов 7–8 комиссии, которую получает автомобильный дилер, и куча разных допов. Поэтому автокредит уже безумно дорогой».
Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press
«Я уверен, что сейчас народ будет руками и ногами рваться в подписку, потому что она стала выгоднее, чем кредит. А подписка с выкупом дает возможность вообще выскользнуть из этой системы, которую устроили дилеры совместно с банками», — отмечает вице-президент НАС.
«При текущем уровне процентных ставок приобретение автомобиля с помощью потребительского кредита, который ранее иногда использовался клиентами в качестве альтернативы автокредиту, особенно в сегменте автомобилей с пробегом, теряет всякий смысл», — считает Дмитрий Мольков.
В любом случае с повышением ключевой ставки до 21% часть потенциальных заемщиков, которые прежде могли бы взять кредиты, откажутся от них и от покупки машины.
Следующее заседание по ключевой ставке должно состояться 20 декабря 2024 года.
Материалы по теме: