АЗС, фото: njcar.ru
Для более зрелого поколения СССР остаётся источником множества светлых воспоминаний. В те времена еда была лучше на вкус, а системы образования и здравоохранения — более эффективными. Кроме того, квартиры в Советском Союзе выдавались безвозмездно. Но не только это отличало ушедшую эпоху: в СССР существовал и бензин, который окрашивался в разные цвета. Эксперт портала njcar.ru рассказал, зачем это делалось.
В СССР у водителей стоял выбор между бензином различных цветов: синего, зелёного и даже оранжевого. Каждый из этих оттенков был не просто декоративным элементом — цвет отражал различия в составе и октановом числе, что позволяло автомобилистам визуально определять тип топлива.
Тем, кто вырос в постсоветский период и не имел опыта с окрашенным топливом, может быть любопытно узнать, что с начала 60-х годов на государственных автозаправочных станциях предлагался бензин четырёх основных разновидностей: А-66, А-72, А-76 и АИ-93. Цена на топливо колебалась от 60 до 95 копеек за литр, причём тарифы устанавливались централизованно государственными органами.
Буквенные обозначения в названии бензина указывали на метод измерения октанового числа: моторный или исследовательский. К примеру, у бензина современного типа АИ-92 октановое число при моторном тестировании составляет 83, тогда как при исследовательском методе оно равно 92. В советской номенклатуре «АИ» указывало на исследовательский метод измерения октанового числа, в то время как буква «А» обозначала моторный метод.
Кроме того, для борьбы с детонацией и повышения октанового числа в советский бензин добавляли тетраэтилсвинец — это была высокоэффективная добавка, значительно улучшавшая свойства топлива. Такое топливо называлось этилированным. Возвращаясь к упомянутым ранее маркам, можно отметить, что все они, за исключением А-72, содержали эту добавку.
Как раз этилированный бензин и подвергался окраске в соответствии с требованиями ГОСТа. В настоящее время использование этой добавки запрещено из-за её негативного воздействия на экологию, здоровье человека и современные автомобили.
Цветовая маркировка бензина соответствовала его типу. Например, бензин марки А-66 был окрашен в оранжевый, А-72 — в зеленый, а АИ-93 — в синий. Неэтилированный А-72 оставался без окраски. Эта цветовая система помогала водителям легко различать необходимые виды топлива. Позже высокооктановый бензин АИ-98 также стал окрашиваться в синий цвет и предназначался только для специализированных предприятий. Кроме того, бензин марки А-72, который раньше был зеленым, со временем стал розовым и также начал содержать тетраэтилсвинец.