Власти США 1 марта передали Японии двух американцев, которых прокуратура Токио обвиняет в помощи организации побега бывшего главы Renault-Nissan-Mitsubishi Карлоса Гона.
Речь идет о Майкле Тейлоре и его сыне Питере, бывших солдатах американского спецназа. Они были арестованы в мае 2020-го. В январе 2021 года суд разрешил выдать их Японии.
По данным следствия, Тейлоры содействовали «наглому» побегу Карлоса Гона из Японии 29 декабря 2019-го, спрятав его в черной коробке из-под музыкального инструмента и отправив на частном самолете в Ливан, откуда родом Гон. Бывший глава Renault-Nissan, предположительно, заплатил Тейлорам за помощь $1,3 млн.
Адвокаты считают, что их подзащитные столкнутся с психологическим давлением, безжалостными допросами и даже пытками в Японии. Ранее на это жаловался и сам Гон, пишет Reuters.
Согласно японскому законодательству, подозреваемые могут содержаться под стражей до 20 дней до предъявления обвинения или освобождения. Им не разрешается присутствие их адвокатов во время допроса прокурорами. После предъявления обвинения суды зачастую отказывают в освобождении под залог.
В конце февраля были осуждены другие участники «спецоперации» по вызволению Гона: суд в Турции признал виновными двух пилотов и одного из руководителей авиакомпании MNG Jet в незаконной переправке мигранта (под мигрантом подразумевается сам бывший председатель Renault-Nissan).
Гон был арестован 19 ноября 2018 года следователями Токийской прокуратуры по подозрению в нарушении японского финансового законодательства. Утверждалось, что в течение пяти лет топ-менеджер получил в качестве вознаграждения от Nissan около 10 млрд иен (почти $89 млн), при этом он задекларировал для уплаты налогов примерно наполовину меньше.
В конце 2019 года Карлос Гон бежал из Японии в Ливан с пересадкой в Турции. Бывший глава автомобильного альянса все еще скрывается от правосудия в Бейруте, где несколько месяцев назад объявил о запуске университетской бизнес-программы. Ливан не имеет договора об экстрадиции с Японией.
Карлос Гон является создателем альянса Renault-Nissan. С 1997 года он занимал должность исполнительного вице-президента Renault, быстро вывел предприятие в прибыль, в 1999-м с его подачи французская компания приобрела 36,8% Ниссана. Под руководством Гона был разработан и реализован план спасения японского автопроизводителя. В течение долгого времени Гон был главой альянса и составляющих его компаний. В 2016-2018 годах он также возглавлял Mitsubishi Motors, которая присоединилась к альянсу в октябре 2016-го.