По закону о защите прав потребителей, можно отказаться от дополнительных услуг при автокредитовании в течение 30 дней. ЦБ назвал хитрости, которыми пользуются кредиторы, чтобы обойти этот закон
Фото: Primakov / Shutterstock / FOTODOM
Банк России в своем обзоре рассказал о нескольких хитростях, которыми банки пользуются при предоставлении автокредита. Так, ЦБ напомнил, что по закону потребитель может отказаться от приобретенных вместе с кредитом дополнительных платных услуг в течение 30 дней после того, как он подписал заявление на их приобретение, и потребовать вернуть уплаченные за них деньги.
Одной из таких хитростей, по данным ЦБ, стала продажа невозвратных (или частично возвратных) дополнительных платных. Например, доступ к информационным материалам, когда поставщик предоставляет потребителю логин и пароль к сайту, где хранятся информационные материалы (например, европротокол или памятка при попадании в ДТП). Услуга считается оказанной с момента предоставления доступа, и деньги не возвращаются.
Второй хитростью для обхода права на отказ от услуги в течение 30 дней стало невключение дополнительных услуг в заявление о выдаче кредита. «Заемщику сообщают, что услуги (работы, товары) якобы оформляются отдельно от автокредита. При этом банки утверждают, что не имеют отношения к реализации указанных услуг», — пояснили в ЦБ.
Далее следует предоставление скидки при условии покупки транспортного средства в кредит или приобретении дополнительных платных услуг.
«Подобная практика препятствует или усложняет для потребителя реализацию прав на отказ от дополнительных услуг и возврат денежных средств за них, а также на досрочный возврат кредита», — говорится в сообщении Банка России.
Четвертой хитростью считается недобросовестная консультация потребителей. ЦБ отмечает, что представители банков или автосалонов часто некорректно консультируют клиентов, говоря, что:
Пятой недобросовестной практикой является предложение услуг с заведомо завышенной стоимостью. Банк России выявил несколько таких услуг, стоимость которых гораздо выше, чем в рамках автокредита.
Например, выпуск дебетовой карты, который, по данным ЦБ, оценили в 10 тыс. руб., хотя большинство банков делают это бесплатно. Также консультационные услуги о видах страхования, страховых программах или порядке урегулирования споров, которые стоили 320 тыс. руб.