Cтупица: для чего она нужна, где находится и как работает

AutoDec  » Новости »  Cтупица: для чего она нужна, где находится и как работает

Подписаться на Telegram-канал

Диагностика и ремонт ступичного узла часто возможен без заезда в автосервис. Разбираемся в нюансах его устройства и типичных неисправностях

Фото: Soonthorn Wongsaita / Shutterstock / FOTODOM


Фото: Soonthorn Wongsaita / Shutterstock / FOTODOM

  1. Что такое ступица
  2. Устройство
  3. Признаки неисправности
  4. Как поменять ступицу

Что такое ступица

Ступица — это деталь, которая крепит колеса к подвеске и позволяет им вращаться. Считается, что допустимы оба варианта произношения: с ударением на первый слог и на второй. В общем случае под термином «ступица» обычно подразумевается ступичный узел в сборе — то есть, непосредственно ступица, а также ее корпус, подшипники и прочие детали, входящие в состав узла.

Кулак подвески, корпус ступицы и сама ступица. Две последние детали (и более мелкие, которых на схеме нет, включая подшипники) составляют ступичный узел. В данном случае корпус ступицы закрепляется на кулаке болтами

Кулак подвески, корпус ступицы и сама ступица. Две последние детали (и более мелкие, которых на схеме нет, включая подшипники) составляют ступичный узел. В данном случае корпус ступицы закрепляется на кулаке болтами
(Фото: vag-technique.fr)

Для чего нужна ступица

Ступичный узел необходим для крепления колеса к подвеске, а также для возможности его свободного вращения на подшипниках. Сама же ступица, как отдельная деталь, фактически исполняет роль колесной оси.

Где находится ступица

Ступица либо притягивается болтами к кулаку (кулак — одна из деталей подвески), либо насаживается на цапфу того же кулака или рычага — при этом, чаще всего, также имеет болтовое крепление (хотя и не всегда).

На самом деле цапфой называется сам шип (т.е., выступ, штырь), на который надевается ступичный узел. Такой шип есть далеко не на всех схемах подвесок, и, тем не менее, даже детали, где его нет (кулак), часто называют цапфами. Подобная вольность терминологии давно прижилась в Интернете, но формально это не правильно.

Пример правильного употребления термина «цапфа»: хорошо виден шип (втулка), на который насаживается ступица — это и есть цапфа. Также на данной иллюстрации узел фиксируется только ступичным болтом. А вот на схеме выше ступица крепится не к цапфе, а к кулаку, и имеет дополнительные болты

Пример правильного употребления термина «цапфа»: хорошо виден шип (втулка), на который насаживается ступица — это и есть цапфа. Также на данной иллюстрации узел фиксируется только ступичным болтом. А вот на схеме выше ступица крепится не к цапфе, а к кулаку, и имеет дополнительные болты
(Фото: vwts.ru)

Устройство ступицы

В корпус установлены подшипники (один или два), на которых вращается сама ступица. Ступица также имеет либо шпильки, либо отверстия под болты для крепления колеса. Помимо перечисленного в состав узла входят шайбы, прокладки, уплотнительные кольца, гайки и прочие детали, осуществляющие фиксацию деталей и герметизацию.

Как было сказано выше, с внешней стороны к ступице крепится колесо, тогда как внутренней частью узел притягивается болтами к элементам подвески: в частности, поворотному кулаку или рычагу с цапфой. Также бывают варианты, при которых узел не закрепляется отдельно к элементам подвески, а просто насаживается на цапфу и притягивается только ступичной гайкой (рисунок выше).

Схема ступицы

В качестве примера далее приведена подетальная схема ступичного узла с креплением на цапфу. Как можно видеть, несмотря на довольно простое описание функционала, на деле ступица состоит из множества деталей. На иллюстрации показан вариант с двумя ступичными подшипниками.

Фото: etlib.ru


Фото: etlib.ru

Признаки неисправности ступицы

Как и любая часть автомобиля, ступичный узел имеет ряд характерных неисправностей, признаки и причины которых будут типичны для абсолютно разных машин.

Здесь необходимо сделать примечание: при такой проверке главное не принять нагрев колес от работы тормозов с нагревом от неисправной ступицы. Также стоит помнить, что передние колеса всегда будут теплее задних, т.к. спереди тормоза работают гораздо интенсивнее. Одним словом, важно не обнаружить факт нагрева как таковой, а определить большую разницу в температуре одного из колес относительно других.

Остается добавить, что в ряде случаев воющий подшипник «излечивается» разборкой, прочисткой и заложением новой смазки, с последующей правильной затяжкой ступичной гайки/болта. Однако отделаться подобными мерами удается далеко не всегда, и если ступица имеет серьезный износ, подшипники (или ступицу в сборе) все равно придется менять в ближайшее время.

Фото: IrfanIpang / Shutterstock / FOTODOM


Фото: IrfanIpang / Shutterstock / FOTODOM

Как поменять ступицу

Как и всегда, приоритетом должна являться последовательность, описанная в руководстве по ремонту к конкретному автомобилю. А в общем случае алгоритм замены ступицы в сборе выглядит следующим образом.

  1. Снять декоративный колпак колесного диска для доступа к ступичной гайке/болту. Пока машина на земле, сорвать ступичную гайку/болт (не откручивать).
     
  2. Поднять машину на домкрате, снять колесо и далее демонтировать элементы тормозной системы: суппорт с диском или тормозной барабан.
     
  3. Полностью открутить ступичную гайку/болт. Далее открутить (при наличии) контрящую шайбу, контргайку и прочие элементы, фиксирующие узел в подвеске.
     
  4. Снять ступицу в сборе. В ряде случаев для этого дополнительно необходимо открутить ее корпус от элемента подвески с внутренней стороны. Также для отдельной выпрессовки и замены подшипников может понадобиться специальный съемник.

При обратной сборке необходимо строго соблюдать предписанные руководством алгоритмы, а также контролировать работу с резьбовыми соединениями динамометрическим ключом. В противном случае высока вероятность недотяжки или, напротив, перетяжки ступичных подшипников, что приведет к их быстрому износу и выходу из строя.

Читайте также:

Что такое DSG и как работает эта коробка передач

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ): что это, для чего нужен, признаки неисправности

Как пользоваться динамометрическим ключом: разбираемся в типах и отличиях

Вакуумный усилитель тормозов: что это такое, как работает, признаки неисправности, как проверить


Источник