Подписаться на Telegram-канал
Миниатюрный размер не отменяет огромную важность этих деталей. Autonews.ru разбирается в назначении и алгоритме замены клапанных манжет
Фото: Michael Vasilev / Shutterstock / FOTODOM
- Что такое маслосъемные колпачки
- Зачем они нужны?
- Где находятся маслосъемные колпачки
- Признаки износа
- Методы проверки
- Как заменить маслосъемные колпачки
Что такое маслосъемные колпачки
Маслосъемный колпачок — это упругий уплотнительный элемент, не допускающий попадания масла в цилиндр через стержень клапана. Более корректное название этой детали — сальник клапана. Ведь колпачком он, по сути, не является: это миниатюрная резиновая манжета с металлической пружиной по периметру. Фактически конструкция повторяет таковую у многим знакомого кольцевого сальника.
Зачем они нужны?
Несмотря на неточность слова «колпачок», прилагательное «маслосъемный» отражает суть работы практически дословно. Манжета плотно облегает стержень клапана, который в ней скользит в процессе работы. Когда клапан движется вниз, манжета снимает масляный слой со стержня, оставляя его сверху, в пространстве под клапанной крышкой. Этим предотвращается попадание масла в цилиндр.
Где находятся маслосъемные колпачки
Клапанные манжеты устанавливаются на верхнем торце направляющих клапанов — по одной штуке на клапан. То есть сами детали находятся в головке блока цилиндров, в пространстве под клапанной крышкой.
Признаки износа маслосъемных колпачков
Самым явным симптомом является большой угар масла — так называемый масложор. Когда маслосъемные колпачки (МСК) изнашиваются, уплотнение клапанов становится хуже. В этом случае на стержне всегда остается часть масла, которое попадает в камеру и там сгорает. При этом не только увеличивается расход самого масла, но и возникают соответствующие негативные эффекты: нагаром обрастает камера сгорания и поршневая группа, возрастает риск детонации и т.д.
Вторым признаком будет появление характерного сизого «масляного» дыма из выхлопной трубы. Почему и при каких режимах работы это происходит, описано далее.
Фото: Ody_Stocker / Shutterstock / FOTODOM
Как проверить маслосъемные колпачки
Ввиду простой конструкции и узкого функционала симптомы неисправных МСК в подавляющем большинстве случаев будут одинаковыми. К ним относятся:
Замена маслосъемных колпачков
Фото: toyotanation.com
Если брать эталонную ситуацию, когда помимо манжет ревизии подвергается камера сгорания, клапаны и прочие детали, то нужно снимать ГБЦ. Однако процедура эта крайне трудоемка, и чаще замену маслосъемных колпачков производят без снятия головки. Общий алгоритм будет выглядеть следующим образом.
- Снять клапанную крышку. Разумеется, конкретные нюансы этой и последующих операций необходимо учитывать, сверяясь с конкретным руководством по ремонту.
- Снять привод ГРМ, распредвалы, гидрокомпенсаторы и прочие элементы, перекрывающие прямой доступ к клапанам.
- Установить в свечное отверстие обслуживаемого цилиндра предмет, который не позволит клапану выпасть вниз, в пространство цилиндра. Это критически важный момент. Если после рассухаривания (см. далее) клапан провалится в недра двигателя, достать его без съема ГБЦ, скорее всего, не удастся. Поэтому в свечное отверстие вставляют гибкий шланг, пластиковую трубку или набивают толстый шнур. После чего, аккуратно вращая коленвал, поджимают через эту импровизированную проставку клапан поршнем.
- С помощью специального инструмента (рассухаривателя) надавить на тарелку пружины и снять сухари. Сухари — это элементы, удерживающие тарелку и пружину, жестко соединяя их с клапаном. Извлечь тарелку и пружину.
- Специальным съемником снять манжету с направляющей клапана и установить новую. Произвести обратную сборку сухарей, пружины и тарелки. Повторить процедуру для всех клапанов, не забывая для каждого цилиндра выставлять поршень в ВМТ.
- Собрать двигатель в соответствии с алгоритмами, предписанными руководством.
Читайте также: