Что такое детонация двигателя и как ее устранить

AutoDec  » Новости »  Что такое детонация двигателя и как ее устранить

Подписаться на Telegram-канал

Из всех возможных симптомов неисправностей детонация — одно из самых опасных явлений в двигателе. Autonews.ru разбирается, что это такое и как уберечь главный узел автомобиля

Фото: Standret / Shutterstock / FOTODOM


Фото: Standret / Shutterstock / FOTODOM

  1. Что такое детонация двигателя
  2. Чем детонация отличается от обычного воспламенения смеси
  3. Причины
  4. Как определить детонацию
  5. Как электроника борется с детонацией
  6. Последствия
  7. Как устранить детонацию

Что такое детонация двигателя

Детонация двигателя — это процесс, при котором смесь топлива и воздуха в цилиндре начинает неконтролируемо самовоспламеняться. Детонация может возникать как в процессе сжатия поршнем (когда он только идет вверх), так и у верхнего его положения, почти одновременно с моментом поджига смеси свечой. В результате этих микровзрывов (собственно, детонаций) в цилиндре возникают мощные ударные волны, которые губительно воздействуют на детали, особенно поршни и шатуны.

Отметим, что в данной статье будут рассмотрены вопросы детонации в бензиновом двигателе. В дизеле процессы горения протекают по несколько иному алгоритму, и детонации в классическом «бензиновом» понимании почти никогда не возникает.

Чем детонация отличается от обычного воспламенения смеси

Для более ясного понимания стоит дать некоторые пояснения — чем детонация отличается от нормального горения смеси бензина и воздуха.

Старая, но актуальная иллюстрация сути детонации

Старая, но актуальная иллюстрация сути детонации
(Фото: boefab.com)

1 — заложенное конструкторами распространение фронта горения от свечи. 2 — возникающий параллельно с фронтом очаг детонации

1 — заложенное конструкторами распространение фронта горения от свечи. 2 — возникающий параллельно с фронтом очаг детонации
(Фото: twokarburators.ru)

Причины детонации двигателя

Если не углубляться в дебри теории, то основных причин детонации всего две: несоответствующая марка бензина и неисправность самого мотора. Рассмотрим их подробнее.

Угол опережения зажигания (УОЗ) — момент возникновения разряда на свече. Меняется в зависимости от нагрузки и оборотов. Калильное число свечи зажигания — характеристика, определяющая стойкость свечи к перегреву.

Фото: Standret / Shutterstock / FOTODOM


Фото: Standret / Shutterstock / FOTODOM

Как определить детонацию двигателя

Описываемое явление почти всегда различимо на слух и характеризуется резкими стучащими звуками. Тем не менее, очень часто реальную детонацию (которая на исправных машинах с корректными настройками возникает довольно редко), путают со схожими симптомами других неисправностей. Вплоть до того, что за детонацию иной раз принимают стук гидрокомпенсаторов, поршневых пальцев и даже характерный стрекот выпускного тракта на некоторых режимах работы. Для точного же определения используются следующие методы.

Как электроника борется с детонацией?

Как говорилось выше, разовые периодические инциденты не являются чем-то из ряда вон выходящим — при прочих равных «детон» успешно корректируются электронным блоком управления. Когда ЭБУ определяет детонацию (это происходит за доли секунды), классическим алгоритмом является увеличение подачи топлива, установка более раннего момента зажигания (т.н. откат угла) и уменьшение давления турбонаддува при его наличии.

Здесь важно акцентировать внимание именно на подаче топлива — многие ошибочно считают, что при детонации топлива как раз нужно впрыскивать меньше, чтобы «не так сильно горело». Это неверно. Дело в том, что одним из катализаторов обсуждаемого процесса является как раз бедная смесь — то есть, такое сочетание, где много воздуха и мало бензина. В этом случае температура в камере сгорания повышается, как и риск детонации. Если же смесь богатая (воздуха мало, бензина много), то «лишний» бензин, испаряясь в камере сгорания, охлаждает как смесь, так и стенки камеры. Тем самым снижая вероятность хаотичного самовоспламенения.

Фото: Marko Aliaksandr / Shutterstock / FOTODOM


Фото: Marko Aliaksandr / Shutterstock / FOTODOM

Последствия детонации двигателя

Детонация — один из наиболее губительных режимов функционирования ДВС. «Соревноваться» с ней может, разве что, работа с сильным масляным голоданием или критическим перегревом. Во всех трех случаях время, за которое двигатель может прийти в негодность, исчисляется минутами.

Если по каким-то причинам штатными средствами предотвратить детонацию не удается, и она продолжается в течение нескольких минут, последствия оказываются самыми печальными. В первую очередь страдает шатунно-поршневая группа. Сильные ударные нагрузки в цилиндре (можно еще раз посмотреть иллюстрацию с кулаком) при высоких оборотах способны просто погнуть шатун. Параллельно сверхвысокая температура способствует оплавлению поршня, клапанов и свечи. Также может прогореть прокладка головки блока и даже стенки между цилиндрами. Конечно, необязательно все это произойдет сразу, но даже одного последствия будет достаточно для разбора мотора. В общем же случае все обычно заканчивается капремонтом, а иногда и он невозможен.

Как устранить детонацию двигателя

Если коротко: бороться нужно не с детонацией, а с ее причинами. В первую очередь убедиться, что заправляемый бензин не только формально соответствует требуемой марке, но и обладает надлежащим качеством. Часто детонация прекращается при банальной смене АЗС с «ближайшей» на нормальную.

Во-вторых, если двигатель нагружен тюнингом, нужно быть уверенным, что таковой выполнен правильно, с тщательной проверкой на всех режимах и конкретно для вашего мотора. То есть, проведен с так называемой «откаткой». К сожалению, этим путем идут далеко не все тюнинг-ателье.

Наконец, если оба перечисленных варианта не вызывают вопросов, остается только тщательная диагностика. Всегда нужно помнить, что детонация — не мистическое явление, возникающее само по себе, а лишь следствие, причины которого необходимо устранить как можно скорее.

Читайте также:

Замена антифриза в системе охлаждения своими руками: инструкция

Зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости и как его проверить

Что такое остаток протектора шин и как его определить

Что такое маховик и для чего он нужен. Устройство и неисправности

Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки


Источник