В современных автомобилях далеко не каждый из множества ассистентов водителя столь же полезен, как адаптивный круиз-контроль. Что это за устройство и в чем его сильные и слабые стороны?
Фото: vasek.x1 / Shutterstock / FOTODOM
Что такое адаптивный круиз-контроль
Адаптивный круиз-контроль (АСС) — это электронное устройство, которое автоматически не только поддерживает заданную водителем скорость, но и варьирует ее в зависимости от дистанции до попутного транспорта или стационарной преграды. Некоторые АСС могут замедлять автомобиль вплоть до полной остановки, а после «расчистки» траектории движения вновь ускорять машину. Это относится, в частности, и к ситуации возобновления движения после кратковременной остановки на светофоре.
АСС активируется кнопками на руле. При этом можно настроить чувствительность системы, определяющую дистанцию, которая будет автоматически поддерживаться до преграды. Однако при даже при выборе минимальной дистанции АСС будет держать ее с запасом, что не всегда удобно в плотном трафике, поскольку соседи по потоку будут втискиваться в такое «окно». Добавление газа, например при обгоне, не приводит к отключению АСС: после завершения маневра система автоматически восстановит значение заданной максимальной скорости. Деактивация АСС выполняется нажатием педали тормоза или соответствующей кнопки на руле.
Основными компонентами собственно АСС являются:
- Устройства (радары, лазерные дальномеры, стереокамеры) для измерения дистанции для преграды;
- Электронный блок, который принимает и обрабатывает информацию от измерительных устройств и взаимодействует с блоками управления двигателем и тормозами.
(Фото: Evannovostro / Shutterstock / FOTODOM)
Когда появился адаптивный круиз-контроль
Первая версия АСС была представлена в 1992 году на Mitsubishi Debonair для рынка Японии. Система, использующая лазерный дальномер (лидар), лишь предупреждала о необходимости снизить скорость, а тормозами управлял сам водитель. Эта особенность сохранилась и у дебютировавшей в 1995 году на Mitsubishi Diamante лазерной системы Preview Distance Control, но она уже могла самостоятельно регулировать скорость другими способами: управляя дроссельной заслонкой, или с помощью переключения на пониженную передачу. АСС получил достаточно широкое распространение уже в 2000-х годах.
Чем адаптивный круиз-контроль отличается от обычного
АСС — гораздо более гибкая система, чем обычный круиз-контроль, поскольку не требует от водителя вручную менять установленную скорость при сближении с преградой. Конструктивно АСС отличается наличием устройств для замера расстояния и блока обработки поступающей от них информации.
Как работает адаптивный круиз-контроль
Принцип действия АСС основан на замере времени, которое требуется радиоволнам или лазерному лучу для того, чтобы, отразившись от преграды, достичь принимающего устройства, детектора. На основании этой информации и данных о скорости автомобиля электронный блок системы определяет расстояние до преграды. В АСС со стереокамерами, которые устанавливаются за лобовым стеклом, дистанция вычисляется за счет использования эффекта параллакса при сопоставлении изображений с объективов, которые находятся на некотором расстоянии друг от друга.
(Фото: EgudinKa / Shutterstock / FOTODOM)
Определить расстояние с наибольшей точностью позволяют лидары, но лазерные дальномеры дороги, их эффективность зависит от атмосферных условий, а также размеров и отражающей способности преграды. Так, в слякотную погоду, во время дождя и снегопада лидар может некорректно работать при определении дистанции до грязного мотоцикла или даже автомобиля. Остроту «зрения» радарных и стереокамерных систем могут ограничивать грязь или снег на датчиках/лобовом стекле. Камеры, кроме того, чувствительны к условиям освещенности. Именно поэтому для максимально корректной работы АСС на некоторых моделях применяются комплексы измерительных систем разного типа.
Безопасен ли адаптивный круиз-контроль
Помимо прочего, среди негативных факторов использования круиз-контроля считается повышение риска аквапланирования на мокром асфальте или заноса на льдуу, а также увеличение тормозного пути. Эксперты также отмечают, что при «крузие» снижается внимательность водителя, ухудшается его контроль над обстановкой за бортом, а также повышается утомляемость.
Информация от блока АСС передается на блоки управления двигателем и/или тормозами, которые отвечают непосредственно за ускорение или замедление автомобиля.
Установка адаптивного круиз-контроля
В принципе установка АСС собственными силами возможна на моделях, для которых такое устройство предлагается в виде опции. Однако при выполнении операции встречается масса подводных камней. В общем виде установка АСС включает следующие этапы:
- Демонтаж переднего бампера и/или радиаторной решетки;
- Замена блока ABS на его вариант, поддерживающий функцию автоматического торможения;
- Замена руля на имеющий кнопки управления АСС;
- Установка радарных датчиков;
- На моделях, у которых такие датчики скрыты за эмблемой, потребуется ее радиопрозрачный вариант;
- Подключение электронного блока АСС. На этом этапе возможны многочисленные проблемы с совмещением с программным обеспечением. Следует также учитывать, что частоты, на которых работаю радарные датчики, должны быть одобрены специальными службами страны, в которой зарегистрирован автомобиль.
(Фото: f150lightningforum.com)
Машины с адаптивным круиз-контролем
Сегодня в число моделей с АСС, официально представленных на российском рынке, входят, в частности:
Читайте также: