В споре с инспекторами ГИБДД о том, было ли нарушение ПДД и кто прав в неоднозначной ситуации, автомобилисты нередко отказываются подписывать составленные материалы. Есть ли в этом смысл, объяснили Верховный суд и юристы
Фото: Autonews.ru
Несогласные с предъявленными обвинениями со стороны инспекторов ГИБДД водители нередко наотрез отказываются подписывать составленные на них материалы — от протоколов до копий медосвидетельствования. Многие водители уверены — поставив подпись в протоколе и получив копии составленных документов, они автоматически признают свою вину, а вот если документы не подписать — есть шанс вовсе уйти от любой ответственности.
Не подписал протокол ГИБДД: что это значит
Поводом для нового ответа со стороны Верховного суда стала жалоба автомобилиста из Санкт-Петербурга. В 2021 году его за рулем Nissan Qashqai остановили инспекторы ГИБДД — от водителя пахло алкоголем и его отстранили от управления машиной и отправили на медосвидетествование. Приехав к медикам, водитель проходить тестирование отказался. Вместе с этим он не стал подписывать протокол отстранения от управления, а также направление на медосвидетельствования и все сопутствующие акты. На этом основании водитель начал судебные тяжбы, которые растянулись более чем на два года: автомобилист потребовал снять с него обвинение по ч.1 ст.12.26 КоАП «Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения». За это грозит штраф 30 тыс. руб. и лишение прав на срок до двух лет. Однако Верховный суд оставил решения нижестоящих инстанций в силе. Согласно позиции ВС, водитель сам отказался от подписи в указанных документах — например, не стал расписываться в графе, подтверждающей получение копий материалов. В итоге все их просто оставили в материалах дела.
«То обстоятельство, что водителю не были вручены копии процессуальных документов, составленных в отношении него сотрудником ГИБДД, не влечет отмену судебных актов, поскольку от подписи в соответствующих графах протокола об отстранении от упраления, акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения о получении копий данных материалов он отказался», — говорится в решении ВС.
Почему протоколы ГИБДД надо подписывать
«Более того, кто-то и вовсе думает, что без их подписи протокол будет признан недействительным. Однако, отказываясь от подписи, водитель вредит только самому себе», — предупредил юрист.
Фото: Autonews.ru
Он объяснил, что протокол будет действителен и без подписи автомобилиста. Для этого достаточно наличие подписи инспектора и указания на то, что водитель отказался подписывать протокол. Во-вторых, подпись протокола не означает согласие с нарушением: водитель по-прежнему будет иметь право на обжалование. А вот отказ от подписи протокола, наоборот, лишает автомобилиста права выразить замечания к нему и аргументировать несогласие.
В свою очередь адвокат Сергей Радько отказ от подписывания протокола назвал «самым глупым действием, которое водитель может совершить против себя». Он объяснил: если водитель протокол не подписал, ничего не помешает инспектору составить при желании на такого водителя еще с десяток дополнительных протоколов, которые он точно также мог не подписать.
«Отказ от подписи просто фиксируется соответствующей записью в документах и это ни на что не влияет. Протокол нужно подписывать, а вот в графе «Возражения» указывать, с чем автомобилисты не согласны. Здесь расписывать много не надо, просто кратко перечислить пункты. Например, время нарушения, места, вид нарушения. К примеру, можно написать, что нарушения не допускал, с протоколом не согласен, объяснения прикладываю в отдельном документе на двух листах. И там уже все подробно описать», — посоветовал Радько.
Основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, который специализируется на юридической поддержке инспекторов ГИБДД. Напомнил, что инспектор ГИБДД, в зависимости от его звания, имеет право составить на автомобилиста два документа — протокол о нарушении или сразу оформить постановление. В зависимости от документа, согласие или отказ автомобилиста их подписать, действительно может повлиять на ход дела.
«У нас есть два документа. Протокол и постановление о нарушении. Если инспектор уполномочен рассматривать административные дела, он на месте может выписать постановление о нарушении ПДД. Например, если у водителя нет страховки или был непристегнут ремень безопасности. Оформляя документ, инспектор должен спросить водителя, согласен он с тем, что нарушил и что сейчас ему выпишут постановление, или нет. Если водитель согласен, выносится постановление и протокол уже полицейский не составляет. У водителя есть также 10 дней на то, чтобы оспорить штраф. Но при этом в постановлении водитель ставит подпись в графе, что с нарушением он согласен», — объяснил Ильинов.
Эксперт уточнил: если водитель не согласен с вменяемым ему нарушением и не подписывает документ, то инспектор к постановлению еще и приобщает протокол о нарушении. В этом протоколе водитель может написать свое объяснение, с чем он не согласен. Но даже если постановление он не подписал, оно все равно уже вынесено и водителю придется идти его обжаловать. В этом случае протокол составляется именно как документ, где водитель может выразить свое несогласие.
Фото: Autonews.ru
«Если же инспектор ГИБДД просто составляет протокол на месте, то неподписание этих документов водителю вообще ничего не дает. Ведь в протоколе нет графы о том, что человек согласен с нарушением. Там есть подпись за разъяснение прав и обязанностей, за то, что в его отношении возбуждено дело, а также за получение копии протокола. Если водитель не подпишет документ, инспектор просто зафиксирует это в протоколе. Не нужны будут даже понятые: достаточно снять все на видео. Обычно я так и советую делать инспекторам: предлагаем подписать, водитель не хочет, включаем видео, предлагаем еще раз, и записываем», — описал Ильинов тонкости оформления протоколов.
В дельнейшем копию неподписанного протокола водителю либо вручают лично, либо направляют по почте.
«С протоколам ситуации бывают разные. Некоторые водители могут написать объяснение и подписать, некоторые частично подписывают. При этом если водитель не согласен с протоколом и его не подписал, он, выходит, наоборот, свою позицию никак не выразил. Но принципиально отказ от подписи ничего не дает — судья в любом случае будет изучать все собранные документы и материалы. Дальше все будет зависеть от доказательной базы, которую собрал инспектор — если ее достаточно, дело рассмотрят, если нет — его прекратят», — объяснил Ильинов.
Как правильно написать в протоколе, что не согласен
Прежде, чем подписывать протокол, необходимо тщательно его изучить, убедиться в достоверности информации, а также в отсутствии пустых граф. Как посоветовал юрист Агонесян если водитель не согласен с протоколом, то в разделе «объяснения и замечания по содержанию протокола» необходимо указать несогласие с нарушением, а также отметить ошибки, допущенные в протоколе.
Также несогласие с нарушением необходимо выразить в графе для объяснений лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
«Там следует написать: «С нарушением не согласен. Нуждаюсь в помощи защитника.». Данная просьба является одновременно и ходатайством, а значит инспектор должен его рассмотреть. На практике 99% инспекторов игнорируют ходатайство и тем самым нарушают право автомобилиста на защиту, что впоследствии помогает водителю успешно обжаловать нарушение», — дал совет юрист.
Фото: Autonews.ru
Если замечаний слишком много, то можете оформить это отдельным документом. Но в таком случае важно, чтобы этот документ был зафиксирован в протоколе, как приложение. Для этого в графе «к протоколу прилагается» следует указать вышеназванный документ.
Можно ли отменить штраф, если инспектор ошибся в протоколе. Объясняем
Регистратор не там и шины не те. За что начали штрафовать с 1 сентября
С 1 апреля некоторые водительские права перестанут действовать. Список