Выставка китайских автомобилей, открывшаяся в жаркий субботний день 27 июля в Москве, на удивление, собрала много народу, хотя билет стоил 1200 рублей, а за парковку и вовсе попросили 2000 рублей, притом что в двух минутах ходьбы имелся большой бесплатный паркинг. Едва войдя, я поднялся на балкон для журналистов и обнаружил заместителя генерального директора российского отделения Jetour Михаила Роткина, одиноко наблюдавшего за происходящим с высоты второго этажа. Михаил готовился к выступлению. Первым делом я поинтересовался возможной локализацией Х50, которая в свете грядущего увеличения утильсбора становится просто неизбежной: напомним, что по представленному проекту правительственного постановления с 1 октября 2024 года на машины с мотором от литра до двух утильсбор поднимается на 200 тысяч рублей – до 500 тысяч. Михаил ответил: «А куда же мы денемся? X50 совершенно точно надо ставить на российский конвейер, иначе после повышения утиля продажи просто встанут». Презентуя машину со сцены, Михаил грустно сказал: «Минимальная цена за версию с атмосферным мотором и 5-ступенчатой ручной коробкой составит 1 990 000 рублей. Мы и рады были бы дать меньше, только вот утильсбор не позволяет…».
Интересно, что Jetour Х50, представленный в конце июля, реально поступит в продажу либо в третьем, либо в четвёртом квартале текущего года. По официальной версии задержка случилась из-за того, что китайский завод не успел освоить российскую версию интерьера – фото китайского интерьера мы уже публиковали в репортажах с Пекина-2024. Видимо из-за этого машину показали на выставке с совершенно непрозрачными чёрными окнами, что вызвало непонимание у рядовых посетителей. А вот действительная затяжка выпуска на рынок как раз и связана в первую очередь с поиском путей компенсации утильсбора. Если раньше многие китайские штаб-квартиры совершенно свободно сбрасывали 300 000 рублей с номинальной цены, то теперь менеджмент уже не может представить себе, как в цену маленького Jetour X50 можно уложить 500 тысяч рублей, которые нужно подарить нашему государству.
К слову, сама выставка была на самом деле «выставкой-продажей» – те из москвичей, кто постарше, помнят такие в начале 90-х годов. Диктор неустанно транслировал по громкой связи: «Для всех посетителей при покупке любой модели Jetour действует дополнительная скидка в 50 000 рублей».
По словам Михаила Роткина, сейчас около 70–80% автомобилей покупаются в кредит, при этом в 70–80% случаях срок кредита достигает 7-8 лет! С учётом ключевой ставки 18%, которая начинает действовать с 29 июля, покупка машины становится сопоставимой с ипотекой… В который раз вспоминаем наш материал 2020 года с названием «Справедливая Россия! Зачем правительство пересаживает нас на “Жигули”. Точнее, на дорогие “Жигули”?». Многие из читателей тогда над нами смеялись – теперь им, видимо, не до смеха.
В разговоре с Михаилом Роткиным мы затронули и тему потенциальной производственной площадки для сборки X50. Сейчас Jetour Dashing уже выпускается на Автоторе – товарные машины должны доехать до дилеров в августе. Однако у Автотора нет локализационных баллов за НИОКР, которые позволили хотя бы частично компенсировать утильсбор, а сам тип сборки – SKD-4 наличие таких баллов не предполагает. Стало быть, даже если ставить X50 на конвейер в Калининграде, заявленные объёмы производства сразу должны быть столь большими, что и цена китайских комплектов для сборки, и контрактная цена на сборку самого Автотора будут перекрывать эти потенциальные полмиллиона утилизационного сбора. В противном случае машину просто не имеет смысла выпускать на рынок. Или нужно искать другую производственную площадку, у которой есть баллы за НИОКР. Михаил ответил, что в этом есть своя логика и его китайские коллеги, которые занимаются подбором производственных партнёров, держат её в голове.
А, собственно, на какие объёмы сбыта X50 может рассчитывать представительство Jetour? Нам поможет статистика по Chery Tiggo 4 Pro – это «технический близнец» Jetour X50. Сейчас цена на базовую Chery Tiggo 4 Pro, оснащённую 1,5-литровым атмосферным мотором в 113 л.с. и 5-ступенчатой ручкой коробкой со всеми возможными скидками составляет 1 730 000 рублей, притом что номинальная цена на неё – 2 120 000 рублей, то есть больше, чем обещают на ту же модификацию Jetour Х50. При этом продажи у Chery Tiggo 4 Pro, надо сказать, приличные: в I полугодии на учёт встали 22 тысячи машин, из которых половина пришлась как раз на модификацию с базовым двигателем. Само собой, вряд ли менее раскрученный Jeotur Х50, по которому представительство не будет вбрасывать таких же гигантских денег в ценообразование, как и «Чери Автомобили Рус» в свои модели, наберёт такую же аудиторию, но на 1500–2000 экземпляров Х50 в месяц при разумной скидочной политике рассчитывать можно вполне. Остаётся добавить, что в отличие от Chery Tiggo 4 Pro, по которой предусмотрено пять комплектаций, у Jetour X50 их будет только три. Базовая, о которой мы рассказали, называется Comfort. Следующие две – уже с 1,5-литровым турбомотором в 147 л.с. и 6-ступенчатым автоматом с двумя сцеплениями называются Elite и Luxury. Напомним, что у Chery Tiggo 4 Pro базовый мотор помимо механики доступен с вариатором, а вот турбированный ДВС идёт исключительно с вариатором.
Впрочем, первые реальные результаты продаж Х50 мы увидим только в I квартале 2025 года, и это будет уже совсем другой рынок, ибо если утильсбор действительно поднимут с 1 октября, машины завезённые по старому утилю как раз закончатся к концу I квартала.
Ещё пару слов о Chinese Motor Show 2024. В целом выставка была организована хорошо, практически все машины были открыты, рядом со всеми стояли консультанты. Только вот цены на подавляющее большинство экспонатов оказались совершенно заоблачными, о чём посетители, не стесняясь и сообщали стендистам.
Какие автомобили приглянулись нам? Экспозицию открывает ярко-жёлтый среднеразмерный кроссовер Fang Cheng Bao 5 с колёсной базой в 2800 мм. Его мощный внедорожный вид совершенно «не монтируется» с 1,5-литровым турбомотором и вариатором. Правда, в помощь к ДВС придан и электромотор с батареей. По паспорту на одной зарядке без использования ДВС можно проехать 125 км. Обещается ураганный разгон – 4,8 секунды с места до «сотни» и расход в смешанном цикле всего 7,8 л. За машину просят 5 900 000 рублей.
Модельный ряд BYD был представлен достаточно широко: самым дорогим автомобилем марки стал полноразмерный кроссовер (колёсная база 3050 мм) Yangwang U8 – тоже гибридный. За машину просят уже 18,4 млн рублей. Двигатель внутреннего сгорания здесь пообъёмистее – 2,0 литра, а в сумме силовая установка выдаёт почти… 1200 л.с. – отсюда и огромная цена. Максимальная тяга, доступная водителю составляет космические 1280 Нм. С места до 100 км/ч Yangwang U8 пуляет уже за 3,6 секунды – как какая-нибудь Pagani Huayra. Впрочем, Хуайру на наших широтах не купить, да и стоит она в Европе под миллион евро, а Yangwang U8, причём 2024 года выпуска – доступен и по сравнению с Хуайрой стоит не так много. Ёмкость АКБ у Yangwang U8 составляет 49 кВт-ч, а запас хода на чистом электричестве – 180 км.
Обнаружились на выставке Chinese Motor Show 2024 и гибридные «Танки», которые официально в России не продаются – эти образцы, по признанию менеджера, который был к ним приставлен, завезены «в серую» уже после вступления в силу запрета на параллельный импорт «официальных китайцев», но до 1 апреля, когда на некоторые виды импорта был резко взвинчен утильсбор. Конкретно за Tank 400 Hi4T 2024 года выпуска придётся заплатить без малого пять миллионов. Напомним, что за официально импортируемый Tank 300 2024 года выпуска сейчас просят от 4,2 млн рублей, а за Tank 500 2024 года выпуска – от 6,5 млн рублей. То есть, цены «серых» дилеров вполне себе конкурентоспособные.
Вместе с тем, были на выставке машины и подороже – тот же Lotus Emeya предлагалось приобрести за 11,5 миллионов. Этот спорткар, пожалуй, пользовался у публики наибольшей популярностью, тем более что двери у него были открыты – все желающие могли посидеть в салоне. Наряду с привычными нам Лисянами-кроссоверами сразу две компании выставили и минивэн Lixiang Mega за 10,3 млн рублей. Одним из интересных экспонатов стал Xiaomi SU7, который многие блогеры в экстатическом угаре уже успели называть «автомобилем будущего»…
Короче говоря, всех автомобилей на Chinese Motor Show 2024 набралось около четырёх десятков поглазеть было на что, но плата за вход (напомним, в размере 1200 рублей) представляется нам чрезмерной. Впрочем, организаторам виднее.