АвтоВАЗ потерял главный экспортный рынок

AutoDec  » Новости »  АвтоВАЗ потерял главный экспортный рынок

Вчера по казахским СМИ прошла информация, что завод «Азия Авто» официально объявил об увольнении своих сотрудников с 10 марта (до этой даты зарплату обещают выплатить). Работу потеряли 1969 человек, среди которых 64 пенсионера. Ранее в компании «Бипэк Авто — Азия Авто» говорили о четырех тысячах человек, занятых на производстве, но либо это была завышенная оценка, либо две тысячи рабочих уже уволили.

Все это означает, что завод «Азия Авто» вряд ли возобновит работу. С высокой вероятностью можно предположить, что он окончательно закроется. Так как государственные органы Казахстана (прежде всего Министерство индустрии и инфраструктурного развития) не идут на пересмотр своего решения о разрыве соглашения о промсборке с «Азией Авто» и, соответственно, не планируют в дальнейшем предоставлять автопроизводителю какие-либо льготы.

Кроме того, это означает и потерю казахского рынка АвтоВАЗом, который имеет в «Азии Авто» 25% участия. Ведь в последние годы все автомобили Лада, проданные в Казахстане, были собраны крупноузловым методом в Усть-Каменогорске.

Напомним: в рамках соглашения о промсборке, подписанного 24 мая 2010-го, «Азия Авто» была освобождена от уплаты НДС и таможенных платежей, а также получала компенсацию утилизационного сбора. Срок постройки завода определен был в семь лет, до 1 июня 2017 года. Потом подписанием ряда допсоглашений этот срок сдвинули до 31 декабря 2020-го. Но уже в апреле 2020-го МИИР разорвал все договоренности с «Азией Авто». После чего выставил претензии, равные сумме всех полученных льгот, это примерно $417 млн (174 млрд тенге), о чем есть судебное решение. Его юристы «Азии Авто» пытаются оспорить, но пока безуспешно. Если оно окончательно вступит в силу, то это означает не только банкротство крупноузлового завода «Азии Авто» и еще не построенного — мелкоузловой сборки. Это означает банкротство всей дилерской сети «Бипэк Авто», через которую продается примерно половина автомобилей в Казахстане.

Точнее, продавалось. В минувшем году сборка Kia и дистрибьюторство этих автомобилей в Казахстане перешли от «Азии Авто» на предприятие «Сарыаркаавтопром» в Костанае. А Hyundai «ушел» к фирме «Астана Моторс», которая за год построила завод полного цикла Hyundai Auto Kazakhstan, где сейчас делается модель Accent (у нас она называется Solaris). Комплектующие для казахского Акцента, кстати, идут в основном из России.

Открытие завода Hyundai в Алма-Ате, судя по всему, послужило одним из основных аргументов для чиновников казахского МИИРа при расторжении соглашения с «Азией Авто»: если последняя, получая льготы, за десять лет не построила завод, а другая фирма на собственные и заемные средства создала аналогичное предприятие за год — то что-то здесь не так.

Очевидно, что компании «Бипэк Авто — Азия Авто» было выгодно намеренно затягивать строительство завода полного цикла, ведь себестоимость производства со сваркой и окраской выше, чем «отверточное» при тех же преференциях со стороны государства. Кроме того, оборудование для окрасочного комплекса весьма дорого, и «Бипэк» как мог оттягивал его покупку. Тем временем фирма развивала дилерскую сеть Лады в России (в Сибири и Петербурге), постепенно став одним из ведущих дилеров АвтоВАЗа. Такая деятельность требует значительных финансовых вложений, и неудивительно, что МИИР Казахстана посчитал, что таким образом «Бипэк» просто выводит средства, полученные в результате налоговых и таможенных преференций, в другой бизнес, даже в другом государстве.

Основной владелец группы компаний «Бипэк» Анатолий Балушкин публично обвинил в проблемах «Азии Авто» вице-премьера Казахстана Романа Скляра и премьер-министра Аскара Мамина. Кроме прочего, он сообщил, что Роман Скляр посетил АвтоВАЗ и предложил руководству предприятия перевести сборку Лад из Усть-Каменогорска на завод в Костанай, мотивировав это тем, что «Азия Авто» уже не возобновит работу.

При всей бездоказательности этого заявления оно похоже на правду: ВАЗу действительно нужно решать проблему своего присутствия в Казахстане. До начала 2021 года Казахстан был главным экспортным рынком для автомобилей Лада, в 2018-м там продали 13,2 тыс. машин, в 2019-м — 15 тыс., в 2020-м — 17,5 тыс. Для сравнения: в 2020-м на втором по значимости экспортном рынке, в Беларуси, АвтоВАЗ смог реализовать только 10,3 тыс. машин.

Лада Гранта на протяжении нескольких последних лет была лидером казахского рынка, суммарно доля вазовских машин достигала почти 20%. А по итогам января 2021-го доля Лады снизилась до символических значений — до 76 штук (и вероятнее всего, это машины 2020 года, собранные «Азией Авто» еще несколько месяцев тому назад). Это четвертое место после Hyundai, Chevrolet и JAC, которые, как можно догадаться, собираются на заводе «Сарыаркаавтопром» в Костанае. На который якобы зовут АвтоВАЗ.

Но тут возникают плохо разрешимые проблемы. Дело в том, что АвтоВАЗу надо что-то делать со своим блокирующим пакетом в так и недостроенном заводе «Азии Авто». Выходить ли из этого бизнеса или оставаться акционером предприятия, которое уже не будет построено? С имиджевой точки зрения надо выходить. Но как акционер, АвтоВАЗ несет субсидиарную ответственность по обязательствам (а значит, и по долгам «Азии Авто»), следовательно, просто так, без убытков, выйти из этой истории трудно.

Другой проблемой является возобновление продаж в Казахстане. Без сборочных льгот Лады на казахском рынке будут неконкурентоспособны, их «задавят» локализованные Hyundai, Chevrolet и KIA. Уже сейчас импортная Лада Веста в Казахстане дороже Hyundai Accent местной сборки. Следовательно, надо переносить производство в единственно возможное место — на выше упоминаемый мультибрендовый завод «Сарыаркаавтопром» в Костанае. Но тут другая сложность: этот завод принадлежит… китайцам! Да, фирме China National Machinery, продвигающей в Казахстане бренд JAC. Насколько приемлемыми будут условия сборки Лад на заводе, которым владеют представители прямо конкурирующего бренда? Ведь JAC находится ровно в той же ценовой категории, что и Лады, Chevrolet и KIA все-таки чуть дороже. Захотят ли вообще владельцы «Сарыарки» собирать конкурента Джаку?

Чисто теоретически есть еще один вариант: договориться о крупноузловой сборке с заводом Hyundai Auto Kazakhstan («Астана Моторс»), ведь он не принадлежит корейцам, которые могли бы заблокировать сборку конкурирующего бренда на своем предприятии. Но у собственника «Астаны Моторс» может в этом случае возникнуть с корейцами разногласие, и понятно, кого он выберет в случае ультиматума с корейской стороны. Так что этот вариант мало реален. А больше в Казахстане ни у кого нет соглашения о промсборке, в которое можно было бы «вписать» Лады.

Патовая ситуация? Да, но не совсем. Для АвтоВАЗа хорошим вариантом был бы… выкуп активов «Азии Авто», то есть оставшихся 75%, достройка завода полного цикла за свой счет и заключение с правительством Казахстана нового соглашения о промсборке. Если дело дойдет до банкротства всего «Бипэка» и распродажи его активов, то цена выкупа недостроенного завода может быть весьма интересной. Да, там еще конь не валялся в смысле окрасочного комплекса и сварочной линии, но это посильные затраты. Они будут ниже, чем инвестиции в постройку завода с нуля. Вопрос только в объемах: какова предельная емкость рынка для Лад в Казахстане? Дорогие модели типа Весты и X-Ray уже вряд ли смогут конкурировать с местными Hyundai и Chevrolet. А вот Гранта, как самая дешевая модель, востребована будет еще долго. Равно как и Нива. Допустим, в Казахстане можно продавать 20 тысяч Лад ежегодно. Этого мало для строительства нового завода. А вот «реанимация» «Азии Авто» может стать рентабельной.

Безусловно, рентабельной станет и сборка Гранты на заводе в Костанае. Но «китайский фактор» и невозможность выстраивания стратегических планов делают тот вариант менее приемлемым.

Короче говоря, хороших выходов для АвтоВАЗа из ситуации в Казахстане сейчас нет. Есть либо затратные, либо неудобные. Вероятно, АвтоВАЗ попытается в ближайшее время возобновить прямой импорт из России, но только для того, чтобы не потерять казахский рынок окончательно. Бизнеса на машинах, собранных в России, сделать не получится. А дальше…

Очень интересно, какие планы сейчас выстраивают маркетологи АвтоВАЗа.

АвтоВАЗ потерял главный экспортный рынок

Сборка автомобилей на заводе «Азия Авто». Фото: drom.ru

АвтоВАЗ потерял главный экспортный рынок

Сборка автомобилей на заводе «Азия Авто». Фото: drom.ru

АвтоВАЗ потерял главный экспортный рынок

Сборка автомобилей на заводе «Азия Авто». Фото: drom.ru

АвтоВАЗ потерял главный экспортный рынок

Сборка автомобилей на заводе «Азия Авто». Фото: drom.ru

АвтоВАЗ потерял главный экспортный рынок

Сборка автомобилей на заводе «Азия Авто». Фото: drom.ru

АвтоВАЗ потерял главный экспортный рынок

Сборка автомобилей на заводе «Азия Авто». Фото: drom.ru

АвтоВАЗ потерял главный экспортный рынок

Сборка автомобилей на заводе «Азия Авто». Фото: drom.ru

Источник