Автомобили в России отключают от онлайн-сервисов. Какие есть решения

AutoDec  » Новости »  Автомобили в России отключают от онлайн-сервисов. Какие есть решения

Из-за санкций в России все труднее пользоваться современными автомобилями Volvo, Mercedes, Land Rover, Volkswagen, Lexus. Их гарантия перестала действовать, а провести диагностику невозможно. Что делать автомобилистам

Фото: Volvo

Фото: Volvo

Автомобиль Volvo больше не прогреть зимой, запустив автономное устройство Webasto. По крайней мере, это невозможно будет сделать через мобильное приложение Volvo Cars, которое перестало работать в сентябре 2023 года. Это очередной результат санкций в отношении России: Volvo стала одной из компаний, отключивших Россию от своих глобальных онлайн-сервисов. Крах мобильных приложений — лишь малая часть проблем. Куда серьезнее невозможность починить машину и даже риск удаленной блокировки рабочих систем автомобилей со стороны производителей.

Чем дороже — тем хуже

О том, что в России перестало работать мобильное приложение Volvo Cars, стало известно из сообщений на профильном форуме владельцев шведских премиальных машин. Такое приложение позволяло установить местонахождение машины с помощью мобильного телефона, удаленно запустить двигатель, закрыть или открыть окна и двери или запустить прогрев мотора перед холодным пуском. Последняя функция была особенно востребована именно у владельцев шведских машин в России.

Фото: Audi AG


Фото: Audi AG

Оба эксперта настаивают, что абсолютно все автопроизводители, ушедшие из России, в жесткой форме отключили онлайн-поддержку своих бывших партнеров и клиентов. При этом в большей степени проблема распространяется на машины премиум-марок, в которых больше электронной составляющей.

Что именно вышло из строя для автовладельцев

Речь идет об отключении от глобальных онлайн-сервисов услуг и приложений. Их можно поделить на две основные категории.

Первая касается непосредственно клиентских сервисов. Это в первую очередь мобильные приложения, установку которых предлагали многие как премиальные, так и более массовые автомобильные марки.

Такие приложения, при условии подключения самого автомобиля к интернету через сим-карту, позволяют владельцу удаленно управлять машиной, заранее прогревая ее, открывать и закрывать автомобиль, узнавать о его местоположении, управлять климатической системой и тому подобное.

Фото: Mercedes-Benz Group


Фото: Mercedes-Benz Group

Жигалов высказывает мнение, что это было сделано исключительно под санкционным давлением.

«Для автопроизводителей выгодно работать в России, выгодно получать деньги от клиентов за подписку в мобильном приложении. Теперь компании теряют деньги. Их, очевидно, поставили в условия, когда в противном случае они потеряют еще больше денег», — считает Жигалов.

Автосервисы пострадали еще сильнее

Если отключение мобильных приложений вызывает неудобство для водителей, то для бывших официальных дилеров и автосервисов уход автопроизводителей привел к куда более серьезным последствиям — вплоть до полного приведения в негодность сервисного оборудования.

Проблема в том, что современные автомобили представляют из себя достаточно сложные устройства, обнаружить неисправность в которых можно только с помощью фирменного диагностического оборудования. Это оборудование в реальном времени подключается к глобальным сервисам автопроизводителей. Теперь, как говорят дилеры, эту возможность для россиян «отрубили».

«До 2022 года в случае серьезной поломки любой автовладелец был вынужден приезжать на диагностику к официальному дилеру, так как только у него была возможность подключить машину к глобальному серверу и проверить все ошибки. Теперь сделать это у дилера невозможно», — констатирует Жигалов.

Фото: Mercedes-Benz Group


Фото: Mercedes-Benz Group

По словам вице-президента РОАД, эта проблема затронула абсолютно все ушедшие из России бренды, но чем дороже и сложнее автомобиль, тем больше риск возникновения с ним нерешаемых проблем.

«В теории при попытке подключения машины к глобальному онлайн-сервису автопроизводитель может просто заблокировать автомобиль, превратив его в недвижимость. Такого в России пока не происходит, но теоретическая возможность для этого есть», — говорит Жигалов.

Плисов, который имеет отношение к независимым от автопроизводителей автосервисам, отмечает, что у них ситуация не намного легче.

«Мы работали не с фирменным, а с универсальным диагностическим оборудованием. Но и его стали отключать от поддержки в России. Сначала это сделал Bosch, затем другие крупные игроки. Все это объясняется санкциями», — говорит эксперт.

Не все успели выдернуть провод

Эксперты рассказывают, что проблема заключается не только в прекращении обновления программного обеспечения сервисного оборудования, но даже в стирании такого ПО удаленно без предупреждения сервисных центров.

«Я лично не был свидетелем, но слышал от коллег, что доходило до того, что подключенное к интернету фирменное оборудование у официального дилера в России удаленно приводили в полую негодность. При подключении к иностранному серверу c оборудования российских дилеров принудительно стиралось программное обеспечение, и оно превращалось просто в кусок железа», — рассказывает Жигалов.

Фото: Volkswagen


Фото: Volkswagen

Плисов подтверждает такую практику.

«Доходило до того, что менеджеры российского представительства европейского концерна, который поставлял нам универсальное диагностическое оборудование, предупреждали: до 25 сентября отключите свои устройства от интернета! Кто не успел — тот получил вместо работающего (пусть и не обновляемого) диагностического устройства мертвый кирпич», — говорит член правления Союза автосервисов России.

Автомобили могут также остаться без движения

Отключение мобильных приложений грозит скорее неудобством, нежели реальными проблемами. Однако владельцы иномарок ушедших из России брендов действительно могут в один момент оказаться у автомобилей, не способных двигаться.

Главная проблема заключается в ключах, в которых автопроизводителями зашиты электронные коды. В случае потери ключа такой код можно зашить в дубликат, но в современном мире это делается официальным дилером через подключение к единому глобальному сервису автопроизводителя. Как уже было сказано выше, российские дилеры доступ к таким сервисам потеряли.

Теперь сделать дубликат ключа и тем более выпустить новый, не имея на руках хотя бы копии старого, оказалось почти невозможно.

«Ключи нельзя терять ни в коем случае. И вообще, берегите машины с максимальной тщательностью. В случае малейшего ДТП для вас будет проблемой починить автомобиль, найти для него кузовные запчасти», — предупреждает Жигалов.

Какие выходы есть для автомобилистов

При этом Плисов предупредил, что в случае, если работа будет сделана некачественно, таким ключом можно заблокировать блок управления автомобилем, замена которого будет стоить куда дороже.

Сложнее обстоит дело с ключами для машин премиум-брендов. По словам Плисова, почти невозможно изготовить в России дубликаты ключей не только для Volvo или Mercedes, но и для Lexus.

«Уже известны случаи вывоза машин из России, временной постановки на учет в другом государстве, изготовления ключей у местных дилеров и последующего возвращения в Россию. Это касается в том числе Volvo», — говорит эксперт.

Фото: Shutterstock


Фото: Shutterstock

Жигалов при этом советует думать радикально.

«Гарантия на европейские и японские автомобили, проданные до 2022 года, постепенно заканчивается и уже по сути не работает. Запчасти для них становятся проблемой. Так что я бы советовал не медлить с их заменой на автомобили тех марок, которые официально присутствуют в России», — говорит вице-президент РОАД.

Плисов с ним не до конца согласен. По его словам, Россия остается уникальной страной, где автопроизводитель при выходе на рынок не обязан делать открытый доступ к своим каталогам запчастей и обеспечивать возможность послегарантийного обслуживания силами независимых СТО.

Это означает, что если какой-то из китайских брендов также покинет рынок, то клиенты из России останутся в тех же условиях, что и нынешние владельцы Volvo, то есть без запчастей и без сервиса — даже за свой счет.

  • В России запретили параллельный импорт Chery и Voyah. Что будет с ценами
  • Эти иномарки с пробегом нельзя покупать. Список самых ненадежных
  • В Россию привезли BMW X3, Audi Q3 и Skoda Kodiaq. Сколько стоят новинки

Источник