Аннулируют ЭПТС. Чем грозит покупка автомобиля у льготника из Белорусии

AutoDec  » Новости »  Аннулируют ЭПТС. Чем грозит покупка автомобиля у льготника из Белорусии

Подписаться на Telegram-канал

Доначислением платежей и дополнительными проблемами грозит покупка автомобилей из параллельного импорта, оформленных на льготников в Белоруссии. Кому это грозит и могут ли аннулировать ЭПТС, рассказали дилеры и ведомства

Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM


Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM

Неожиданными проблемами может обернуться покупка автомобилей из параллельного импорта. Чтобы снизить таможенные платежи, многие дилеры и перевозчики используют или до недавнего времени использовали серую схему оформления — при ввозе через Белоруссию, автомобили сначала оформляют на льготные категории граждан. Таким образом перегощикам удается сэкономить до 50% таможенных платежей.

При этом именно через Белоруссию в Россию попадает большинство автомобилей из альтернативного импорта — как из Европы, так и из Китая. Сами покупатели могут даже не догадываться, что их машину оформили таким образом: получив электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС) и поставив автомобили на учет в ГИБДД, водители считают, что проблем в дальнейшем не возникнет. Однако, как предупредили автодилеры и профильные ведомства, это совсем не так.

Разбираемся, чем грозит покупка машины по серой схеме и как долго сохраняются риски, если автомобиль уже приобретен.

Зачем вообще автомобили в Белоруссии оформляют на льготников

Что может грозить при покупке оформленного на льготника автомобиля

Участники рынка выделили несколько основных проблем при покупке машин из параллельного импорта:

Фото: Jasen Wright / Shutterstock / FOTODOM


Фото: Jasen Wright / Shutterstock / FOTODOM

По его словам, риски доначисления таможенных платежей могут возникнуть в случае проверки использования льгот государственными органами Белоруссии, если будет установлено, что льготы были использованы в коммерческих целях.

«Возможны санкции вплоть до аннулирования ЭПТС и уплаты таможенной пошлины. Сроки проверок и возможных доначислений не определены и не регламентированы, что представляет потенциальные риски в будущем. В связи с этим многие дилерские предприятия в России, включая ГК «БорисХоф», временно прекратили выкуп автомобилей у физических лиц с растаможкой в Белоруссии», — рассказал представитель дилерского сообщества.

Фото: Tricky_Shark / Shutterstock / FOTODOM


Фото: Tricky_Shark / Shutterstock / FOTODOM

«Согласно решению ЕЭК № 122, «аннулированный» — присваивается электронному паспорту, в отношении которого администратором проведено аннулирование на основании сведений органов (организаций) государств-членов, уполномоченных на взимание утилизационного сбора, в соответствии с которыми не выполняются условия статуса «действующий». Изменение статуса «аннулированный» на иной осуществляется в случае устранения причин, послуживших основанием для присвоения электронному паспорту статуса «аннулированный», — заявили в ЭПТС.

«Нужно внимательно проверять, через кого идет покупка машины. Рано или поздно собственника попросят доплатить, если машина была ввезена без уплаты полных таможенных платежей. Грозит доначисление утильсбора, которое компенсирует недоплату. Вопрос дополнительных санкций не прорабатывается: государству просто логичнее взять деньги», — считает Мосеев.

Об этом же предупредил и автоюрист Лев Воропаев. По его словам, на территории Единого экономического таможенного союза создается единая база, куда вносят данные обо всех автомобилях, пересекающих таможенную границу. В нее же вносят данные о проведенных платежах.

«Насколько я знаю законы Белоруссии, местный житель, который таким образом растаможил автомобиль, с льготной уплатой таможенных пошлин, сборов и так далее, не имеет права его реализовывать, — сказал эксперт. — А в случае продажи приходится доплачивать. Такая долгоиграющая тема обычно всплывает через несколько месяцев, когда до этих автомобилей доходят руки уже наших таможенных органов. Тогда они спокойно обращаются в судебные органы и взыскивают стоимость недоплаченных платежей с конечного владельца. Это сотни тысяч рублей плюс соответствующие пени и неустойки, которые насчитываются за несвоевременную уплату данных платежей».

Фото: Tricky_Shark / Shutterstock / FOTODOM


Фото: Tricky_Shark / Shutterstock / FOTODOM

Покупателям таких автомобилей пригрозили и сложностями с постановкой их на учет в ГИБДД. Об этом рассказал Анатолий Семенов, заместитель председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям.

«Льготник вроде как везет автомобиль для себя, а по факту это получается чисто коммерческая сделка и машина ввозится для перепродажи. Поскольку наши лица, принимающие решения, влиять на таможенников Белоруссии и Киргизии не могут, они поставили условием для постановки на учет такого вот автомобиля всякого рода доплаты: утильсбор, НДС и так далее, это уже детали. Важно то, что машина, ввезенная на льготника, она сейчас нуждается в каком-то дополнительном, скажем так, налогообложении в России при попытке поставить ее на учет», — сказал Семенов.

Однако, как рассказали как перевозчики, так и автомобилисты, машины у них получается регистрировать в ГИБДД на себя без каких-либо проблем. Некоторые собственники, например, до последнего не догадываются, что машина была растаможена «менее официально».

Какие автомобили ввозят через Белоруссию

До недавнего времени Белоруссия была одним из нескольких каналов для поставок автомобилей в Россию. Так, работающие с европейскими странами перевозчики предпочитали оформлять там, в частности, автомобили BMW, Mercedes-Benz, Audi и Volkswagen из Германии. Однако некоторые, в том числе работающие с китайскими марками, перевозчики предпочитали Казахстан. Дело в том, что до 1 апреля 2024 года действовала возможность растаможить машину с учетом данных ставок из установленных в стране таблиц, и платежи были более лояльны, нежели в России. А поскольку со странами СНГ в России действует единое таможенное пространство, машина считалась растаможенной и здесь.

Чтобы перекрыть такую лазейку и заработали изменения с доначислениями — их перевозчики стали неофициально называть «вторым утильсбором». В итоге эта схема практически потеряла свою экономическую привлекательность, и перевозчики вновь обратились к Белоруссии.

Но только для оформления автомобилей с обычными двигателями внутреннего сгорания. Так, весенние ограничения установили заградительные сборы при ввозе электрокаров: в Белоруссии на них действуют нулевые пошлины, но в России приходится доплачивать НДС и акциз по повышенным ставкам. В итоге, как пояснили перевозчики, электрокары они «таможат в лоб на Россию».

Фото: Tricky_Shark / Shutterstock / FOTODOM


Фото: Tricky_Shark / Shutterstock / FOTODOM

Как защититься

Опрошенные эксперты назвали общие советы, как обезопасить себя от проблем:

«Если компания на рынке давно, то цена будет выше, потому что учтены все расходы. В частности, по цене тоже можно в определенной степени понять, насколько машины легальные или нелегальные», — заключил Мосеев.


Источник