Подписаться на Telegram-канал
Что ждет покупателей неизвестных «китайцев» из параллельного импорта, что делать владельцам европейских иномарок и почему на вторичке не осталось хороших машин, рассказал в интервью Autonews.ru автоблогер Алексей Жутиков
Алексей Жутиков — автожуналист, автоблогер, автор канала «ПриветТачка»
(Фото: Андрей Любимов / РБК)
— Из проекта по продаже автомобилей «Автожир» вы уже вышли. Но как все это было, как вы выбирали автомобили для России?
— Главная задача была — понять, что привезут все конкуренты, и быстро придумать что-то другое и получше. Когда приходит большая партия автомобилей, ее раскупают — и все, рынок насыщен. Из примерно десяти позиций удачными оказывались четыре. А шесть оставались, как мы говорили, «для ассортимента». Учились на ошибках. Например, я лично настоял, что мы должны привезти седан Kia Pegas. На тот момент это была самая дешевая иномарка. У меня все в голове складывалось: у нас любят седаны, иномарки и Kia. Но оказалось, что в России никто не знает, что это за Pegas. Поэтому автомобиль и простоял в автосалоне полгода. Дольше него продержался только тюнингованный нами же Rolls-Royce с салоном цвета Tiffany.
Позже появилась идея стать официальным дилером китайского бренда Polar Stone — он выпускает гибридный внедорожник, также известный под именем ROX 01. Но не получилось, да и сами машины особым спросом не пользовались. И таких шишек мы набили немало, чтобы просто понять, как все работает.
— Какие модели покупали лучше всего?
— Российское законодательство меняется примерно каждые 40 секунд, как алгоритмы YouTube. Сегодня ты привез машину, а завтра на нее «утиль» вырос в десять раз. Бестселлером был и остается Geely Mongjaro. Он знаком россиянам, построен на платформе Volvo и по совокупности качества и цены 3–3,5 млн руб. остается одним из самых крутых вариантов. Хотя я правда не понимаю, почему сейчас 3–3,5 млн руб. считается нормальной ценой. Эти автомобили удавалось продавать дешевле, чем у официальных дилеров. У дилеров другая система ценообразования, у них выше маржинальность. Но есть у них и свои преимущества. Например, представительство может отгрузить им автомобили по более выгодной цене, а мы были вынуждены рыскать по Китаю в поисках. Ведь завод не может продать автомобили на экспорт, нужно было искать экспортные компании с лицензией. Все это мы и делали, чтобы сначала найти, а потом и предложить лучшую цену.
(Фото: Андрей Любимов / РБК)
У «официалов» часто не хватало машин, потому что представительства также могут ограничивать количество автомобилей для продажи в одном дилерском центре. И у нас были ситуации, когда официалы не могли привезти автомобили, а мы могли. И не секрет, что официальные автосалоны покупали машины у «серых», а потом добавляли к цене 1 млн руб. и гарантию от дилера — и пожалуйста. У нас так было, например, с Mitsubishi Pajero четвертого поколения. Это была популярная модель до очередного повышения утильсбора на машины с мотором объем от 3 л. Тут он стоил 3,6 млн руб. Пришел клиент, думал-думал, но сказал: «Нет, вы неофициальные дилеры, покупать у вас машину опасно. Гарантии у вас нет (а у нас страховая гарантия, как у всех), сервиса нет». Это правда. И купил машину у дилера. Только вот дилер для этого выкупил ее у наc. И продал тому же клиенту за 4,6 млн руб. С сервисом и гарантией. Вот такой дикий рынок.
— Что еще стало хитами, кроме Monjaro, и почему?
— Стали хорошо продаваться Li Auto. В России распробовали LiXiang L7 и L9. L8 не продаются, поскольку хорошо берут либо самое дешевое, либо самое дорогое, на середнячков у нас не смотрят. Toyota Prado и Toyota Land Cruiser 300. А до повышения утильсборов покупали Mitsubishi Pajero и Outlander. Получается, что брали вечную классику и знакомые китайские модели.
— А когда звучат заявления о том, что в Россию разные бренды, например тот же Zeekr, запрещает отправлять машины?
— Zeekr сделал политическое заявление, потому что официально автомобили в Россию он и так не поставлял. А запретить частный ввоз они не могут. Да, китайцы, опасаясь вторичных санкций, которые могут быть наложены на Geely, заявили, что не разрешат ввозить в Россию Zeekr. Но это ничего не меняет. Сейчас это действительно самый продаваемый электрокар в России. Уже есть сервисы, есть целый клуб с председателем.
Фото: Андрей Любимов / РБК
— А страшилки о том, что машины как-то могут дистанционно из Китая превратить в «кирпичи»?
— В момент пересечения автомобилем границы с Китаем все китайские приложения перестают работать. И китайская сим-карта тоже не работает. Поэтому нужно заменить ее на российскую — и все, больше от Китая вы не зависите. Все приложения, весь софт обновляется на базе российской симки. Про Li Auto тоже говорили, что они все превращаются в «кирпичи» после аварий с выстрелившими подушками безопасности. Но стало понятно, что для современного гибрида это нормально и что все происходит в целях безопасности. И сейчас уже есть сервисы, где эти автомобили приводят в порядок.
— На что еще нужно обратить внимание, если речь идет о покупке «китайца»?
— В России, особенно в Москве, мы быстро привыкли, что официальные дилеры работают вежливо и уважают клиентов, к тому, что на автомобили есть гарантия и что их обязательно быстро и без проблем починят. От всего этого нужно отвыкать. Теперь вертись, как хочешь. Если ты берешь китайский автомобиль, нужно убедиться, что тебе передают мастер-аккаунт или хотя бы семейный аккаунт, который позволит тебе пользоваться всей мультимедийкой без ограничений. Обязательно почитать форумы. Там есть вся инфа про Zeekr, LiXiang, Polarstone и других. Сложно было первопроходцам, которые покупали новые автомобили и только на своем опыте могли понять, например, что, оказывается, у Geely Monjaro с плашкой под китайский госномер датчики парковки стоят так близко, что при установке российского госномера они орут 24/7. Теперь, когда рынок насыщен, появились решения, запчасти, сервисы. А мой напарник по проекту Илья Фролов тоже купил себе Zeekr. Сейчас все отлично, но ему пришлось пройти путь самурая.
Фото: Андрей Любимов / РБК
— Официальные дилеры запугивают покупателей тем, что у неофициалов нет гарантии. Но ведь многие предлагают вместо этого страховку. Есть ли в таком случае разница?
— Зависит от автомобиля. Например, если говорить про Geely, то в России есть официальные дилеры и сервисы, есть смысл брать машину у дилера. Потому что иногда, если купить такую машину самому, а потом попытаться встать на обслуживание в автосалон, он может отказать. Но есть случаи, когда на гарантийное обслуживание удавалось поставить и «серый» автомобиль. Что касается таких машин, как Zeekr, то на них официального обслуживания нет. Страховка в таком случае в целом работает по такому же принципу, как с официальными дилерами: клиент получает возможность обслуживать машину в авторизованном сервисе. При этом он для всех один и тот же. Поэтому тем, кто хочет спокойствия, можно купить машину у официальных дилеров. Но это будет скорее психологическое спокойствие. Если человек готов к некоторой свободе, назовем это так, то можно купить у неофициала. И на выходе, скорее всего, вы приедете в один и тот же сервис. История с ожиданием запчастей, условия по кредитам — все будет одинаково. И подводные камни есть везде. Главное, перестраховаться и не заказывать машину у частника, который занимается этим впервые.
— Какие ошибки были у вас? И что делать тем, кто подумывает заняться этим бизнесом?
— Если у человека есть деньги только на покупку одного автомобиля для его перепродажи в России, это будет казино. То есть придется вложить в нее все свои деньги и надеяться их вернуть. В этот бизнес есть смысл идти, только если есть средства минимум на 200 машин. Я сам так купил Mitsubishi Pajero Sport: сначала в день оплаты выросла его цена, потом логист без договора забрал деньги и отправил машину в Казахстан вместо Кыргызстана, где она простояла четыре месяца. Потом за ней приехал курьер, но, когда машину загоняли на фуру, водитель забыл поднять второй этаж и у машины помялись релинги. А еще продавцы слепили два ключа скотчем, чтобы они не потерялись — из-за этого «умер» иммобилайзер. В итоге я попал на все возможные проблемы, машина простояла в салоне пять месяцев, и я заработал на продаже ноль рублей. Поэтому новичкам без денег этим лучше не заниматься. И я сам решил сосредоточиться на медиапроектах.
Фото: Андрей Любимов / РБК
— Ситуация с российским автопромом: как ты думаешь, что из всего этого получится?
— Я смотрю на происходящее с точки автомобилистов. Вот мы называем JAC «Москвичами», называем Changan «Волгой» и так далее. Но в дальнейшем же действительно в России будет расти локализация: мы начнем производить кузова, двигатели, литье, прессы. Но что делать со всем остальным? Сейчас в России самый популярный по продажам автомобиль — это Lada Granta. Выходит, что покупательская способность у нас пока не очень. А наша команда поездила на Lada Vesta с новым вариатором, и если собрать мнения, то они похожи будут на мысли человека с биполярным расстройством. Кто-то в восторге, а кто-то считает, что машина еще сырая. Или, возьмем Lada Iskra. Ее показали на ПМЭФ, но на полтора года позже и в версии попроще. Получается, что не совсем катастрофа, но мы все еще заложники обстоятельств. Или Land Cruiser 300 за 18 млн руб. — это плюс или минус? Для тех, кто может его купить, наверное, плюс, их таких несколько на всю Россию. А для тех, кто возмущался, что он стоит 5,5 млн руб., происходящее, конечно, плохо.
— Почему все вообще так дорого? Где машины за миллион?
— Про машины за 1 млн руб. и даже за 1,5 млн руб. нам всем до конца наших дней придется забыть. Если когда-то в этой стране машины будут стоить таких денег, это будут уже какие-то другие рубли, другие люди и другие машины. Потому что сейчас, если ты хочешь, чтобы китайская машина в России стоила 1–1,5 млн руб., в Китае ее нужно купить за 350–500 тыс. руб. Там такие автомобили есть, но они вам не понравятся, и, если они сломаются, их можно будет сразу отправлять на свалку. Китайские автомобили, как только они пересекают границу России, дорожают вдвое. В цену сразу включается лобовая пошлина 48%, утильсбор, огромное количество дополнительных платежей зависит от года выпуска, если он подержанный, — различные сборы, обойти которые уже нельзя. А обходили их не для того, чтобы втридорога нажиться, а чтобы привезти машину по приличной цене. Все эти ограничения запустили, чтобы в России производили и продавали собственные автомобили. Но даже отечественные автомобили не будут стоить 1,5 млн руб. Даже «Волга» С40, я думаю, будет стоить от 3 млн.
(Фото: Андрей Любимов / РБК)
— Что делать тем, кто продолжает ездить на автомобилях ушедших брендов?
— Я знаю много людей, которые посмотрели цену ТО для Škoda и продали ее. Но мой совет такой: если это нормальный автомобиль, то самое страшное, что можно с ним сделать, — это его продать. Только если вы никогда в жизни не собираетесь покупать машину и готовы ездить на велосипеде — только тогда эту машину можно продавать. У вас тогда будет много денег — столько, сколько эта машина никогда не стоила. Но продавать сейчас иномарку в хорошем состоянии — это безумие. Потом альтернативой будет только новый «китаец» у официалов по текущим ценам.
— А что вообще происходит на вторичном рынке?
— Там нет никаких машин. Все, они закончились, даже те, что похуже. Сейчас большинство людей на рынке — это перекупы. Которые выкупили машины у первых перекупов и уже перепродают заново. Частников не осталось. Или же они продают автомобили за нереальные деньги: подержанная машина в хорошем состоянии будет стоить, как хороший новый «китаец». Поэтому владельцы европейских или корейских автомобилей их просто не продают и ездят на них сами. Хорошие подержанные автомобили раскупают за 3–4 часа. Например, BMW 1-Series с пробегом за 1,45 млн руб. ростояла у нас четыре часа. Европейские автомобили с пробегом сейчас можно заказать. Но сколько они будут стоить! Пожалуйста, из Германии, с мотором объемом до 1,9 л, возраст 3–5 лет, базовая немецкая иномарка будет стоить в районе 4 млн. Нужно ли такое? Можно и на старой поездить.
Фото: Андрей Любимов / РБК
— Ты на связи с ушедшими автобрендами. Они хотят вернуться?
— Я общаюсь со многими брендами и уверен, что они вернутся. Такое время наступит, и мы даже можем его застать. Есть и те, кто к нам ногой больше не ступит, но в основном все скучают и надеются. Пока многие работают на других рынках — СНГ, Восточная Европа, но в России все равно есть офисы, а сотрудники получают зарплаты. Видимо, у них есть какая-то надежда. Значит, она есть и у нас.
АвтоВАЗ попытается вернуть культового иностранного дизайнера
«Мы откатились в 90-е»: «Лиса рулит» о китайских машинах и сером импорте
«Научат распознавать переписку». За что смогут штрафовать дорожные камеры
«Тонировка — это модная тема». Откровения экс-инспектора ГИБДД