Подписаться на Telegram-канал
Среди документов, которыми может оперировать владелец автомобиля, пожалуй, особняком стоит акт дефектовки. В чем назначение этого документа, и как он составляется
Фото: Autonews.ru
Что такое акт дефектовки
Акт дефектовки (диагностический лист) — это внутренний документ СТО, в котором фиксируется текущее состояние автомобиля или поступившего отдельно его сложного компонента (двигателя, ЭБУ, коробки передач) с указанием выявленных при диагностике неисправностей и способов их устранения. В отличие от дефектной ведомости, содержащей только сведения о неисправностях автомобиля (компонента), акт подтверждает сам факт проведения дефектовки, а также отражает рекомендации экспертной группы, состоящей из профильных специалистов и представителя компании-продавца (последний привлекается в обязательном порядке при вынесении решения о признании случая гарантийным), по устранению выявленных проблем. Кроме того, акт подписывается всеми членами экспертной комиссии, тогда как дефектную ведомость может заверить один специалист.
Акт дефектовки составляется после оформления акта приема-передачи автомобиля при поступлении его на:
- Плановое техническое обслуживание;
- Ремонт;
- Установку дополнительного оборудования;
- Экспертизу после ДТП.
Акт дефектовки составляется на основании визуального осмотра автомобиля, в том числе при демонтаже отдельных узлов и агрегатов. Могут также проводиться метрологические испытания для определения токсичности выхлопа ДВС, состояния геометрии кузова, работоспособности поврежденных компонентов конструкции автомобиля. Перечень выявленных неисправностей в полном объеме указывается в акте дефектовки, на основании которого уже составляется заказ-наряд.
Акт дефектовки не является заменой акта приема-передачи автомобиля, а также заказ-наряда и платежной квитанции. Сам по себе акт дефектовки не имеет юридической силы:
- Для страховых компаний при наступлении страхового случая;
- При решении вопросов по гарантии с официальными дилерами;
- В качестве доказательства при списании автомобиля на утилизацию и снятия с учета в ГИБДД.
Фото: Autonews.ru
В таких ситуациях требуются иные документы для подтверждения повреждений и неисправностей.
Информация из акта дефектовки заносится в базу данных СТО, где документ до передачи в архив или утилизации хранится в течение трех лет. Копия акта дефектовки в распечатанном виде по запросу предоставляется клиенту для согласования дальнейших действий.
Структура акта дефектовки: образец
Единый регламент, определяющий структуру акта дефектовки, отсутствует, поэтому в деталях его внешний вид и содержание могут различаться в зависимости от СТО. Допускается заполнение готовых бланков как в электронном виде, так и от руки на листах формата А4-А6 с использованием копировальной бумаги. В любом случае, в акте дефектовки должны указываться:
- Наименование документа;
- Название СТО;
- Дата и время проведения дефектовки. Если проверка занимает несколько дней, в документе отдельно указывается дата и время выявления каждой неисправности;
- Данные автомобиля;
- Перечень выявленных дефектов;
- Рекомендации по устранению обнаруженных неисправностей;
- Список должностных лиц из состава экспертной группы: руководитель СТО или его заместитель с правом подписи таких документов; главный инженер либо начальник цеха/отдела СТО; административный управляющий ответственный за состояние оборудования, которое использовалось при дефектовке; механик, проводивший дефектовку;
- Подписи всех членов экспертной группы с расшифровкой. В противном случае документ теряет свою юридическую силу;
- В акте дефектовки после ДТП дополнительно указывается информация о ДТП со ссылкой на протокол, оформленный сотрудниками ГИБДД, а также реквизиты ПТС и СТС на данный автомобиль.
К акту могут прикрепляться фото- и видеоматериалы, а также чертежи с указанием дефектных мест. Если проводилось несколько экспертиз, то результаты последующих указываются на отдельных диагностических листах. Акт дефектовки не относится к бланкам строгой отчетности, поэтому сохраняет свою силу без наличия мокрой печати организации.
Фото: Autonews.ru
Инструкция по заполнению акта дефектовки
Рассмотрим более подробно ряд элементов акта дефектовки.
Шапка
В ней типографским способом указывается:
Основная часть
Здесь присутствует:
- Информация об автомобиле:
— Марка и модель;
— Наименование комплектации;
— Год выпуска;
— Тип автомобиля или кузова;
— Идентификационный номер автомобиля (VIN-код);
— Номер шасси (при наличии);
— Пробег на момент дефектовки. - Таблица с перечислением основных компонентов конструкции автомобиля, где указываются:
— Обнаруженные дефекты по той или иной позиции;
— Перечень деталей, которые подлежат ремонту, замене или окраске;
— Способы устранения выявленных проблем;
— Количество и единицы измерения неисправностей.
Решение о способах устранения выявленных дефектов должно быть принято членами экспертной группы единогласно. При необходимости проведения углубленной дефектовки право на ее проведение передается профильным специалистам СТО.
Фото: Autonews.ru
Комментарий эксперта
Автовладельцу совсем не лишне иметь на руках акт дефектовки, особенно после ДТП, для сопоставления объема и суммы ущерба, определенных независимыми экспертами, с размерами компенсации, которую начислит страховая компания. Возможны два сценария: эти данные совпадают или различаются в невыгодную для застрахованного сторону. Как действовать в том и другом случае, поясняет Орест Мацала, ведущий юрист компании «Европейская Юридическая Служба»:
«При наличии только полиса ОСАГО подается заявление в страховую компанию о возмещении причиненного ущерба, после чего страховщик в течение пяти дней обязан организовать осмотр поврежденного автомобиля, по результатам которого составляется соответствующий акт. Аналогичный бессрочный документ составляется в случае полиса КАСКО, но сроки проведения осмотра транспортного средства после ДТП и выдачи направления на ремонт или выплаты денежной компенсации (по ОСАГО не более 20 дней с момента обращения потерпевшего) регулируются уже не федеральным законом, а соответствующими договором и правилами страхования КАСКО, которые разработаны страховщиком.
Если потерпевший согласен с заключением страховой компании, то восстановительные работы проводятся в сроки, которые отображены в направлении на ремонт. При их несоблюдении потерпевшему следует повторно обратиться в страховую компанию за новым направлением или пролонгацией ранее выданного.
СТО может отказать в ремонте на основании направления в силу ряда причин, в частности: загруженность сервиса, невозможность провести ремонт за сумму, рассчитанную страховой компанией, невозможность выполнить ремонт в течение 30 дней с даты передачи автомобиля на СТО, отказ потерпевшего осуществить доплату за ремонт.
Если определенной страховой компанией суммы на ремонт недостаточно, следует вновь обратиться к страховщику для согласования доплаты либо выдачи направления в другую СТО. Если организовать ремонт окажется невозможным по не зависящим от страховщика причинам, то он сделает денежную выплату. По полису ОСАГО она будет произведена с учетом износа деталей, а по КАСКО в размере достаточном для организации того ремонта, который оговорен в подписанном договоре о страховании.
Согласно п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО, если страховое возмещение превышает сумму в 400 тыс. рублей, страховщик выплачивает потерпевшему 400 тысяч рублей. Если этой суммы недостаточно для восстановления автомобиля, то недостающая сумма может быть взыскана по суду с лица виновного в ДТП в порядке ст. 1064 ГК РФ или с работодателя виновника аварии согласно ст. 1068 ГК РФ».
Читайте также:
Гидроудар: что это, как происходит, последствия и что делать
Что такое капитальный ремонт двигателя. Как делать обкатку
Трещина на лобовом: как отремонтировать и сколько это стоит
Лонжерон: для чего нужен, как ремонтируют и другие нюансы
Что такое сход-развал и когда его делать. Памятка для водителей