72 млн рублей на электромобиль E-Neva двойного назначения: на чем катался Мантуров?

AutoDec  » Новости »  72 млн рублей на электромобиль E-Neva двойного назначения: на чем катался Мантуров?

В декабре прошлого года «Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО “Алмаз-Антей” — Обуховский завод» зарегистрировал в «Роспатенте» промышленный образец электромобиля класса «Внедорожник» и вместе с ним — семь промышленных образцов узловых элементов интерьера и экстерьера: центральную консоль, мультифункциональное рулевое колесо, панель приборов, отделку передней и задней дверей, сиденья, светодиодные фары и фонари.

Пресс-служба «Алмаз-Антея» тогда сообщила, что кроссовер E-Neva стал «очередным шагом в реализации проекта концерна по созданию линейки отечественного транспорта на новых источниках энергии (электромобили, газомобили, водородомобили), который реализуется в рамках работ по диверсификации и увеличению доли высокотехнологичной продукции гражданского назначения». С тех пор о проекте ничего не было слышно, однако на днях ходовой макет электрического кроссовера E-Neva опробовал министр промышленности и торговли Денис Мантуров, чем поднял новую волну интереса к машине.

Поскольку «Алмаз-Антей» будучи государственным концерном, вознамерился разрабатывать электромобили за наш счет, нам просто необходимо разобраться, сколько денег менеджеры оборонного предприятия взяли для этих целей из наших налогов.

Скажем наперед: особенных подробностей добыть не удалось — все хвосты по проекту тщательно подчищены, а все контракты как головным заказчиком, так и соисполнителем заключались по ФЗ-223, то есть по федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Он позволяет размещать заказы с «закупкой у единственного поставщика», то есть, без фактического проведения тендера или конкурса. Собственно, самым крупным автомобильным проектом, реализованным по такой схеме, стал Aurus с известным всем результатом.

Итак, 24 мая 2019 года на сайте госзакупок была размещена заявка «Алмаз-Антея» на «Разработку концепции инвестиционного проекта “Организация производства и сбыта платформы электромобилей на базе “Алмаз-Антей”». В тот же день закупочная комиссия «Алмаз-Антея» протоколом № 303/264-ЕД определила единственного поставщика, не указав его в протоколе. Сумма договора составила 4,4 млн рублей с учетом 20% НДС.

Инвестиционное предложение должно помимо прочего включать «описание сложившейся ситуации заказчика, которой обуславливается необходимость реализации проекта». Странно, неужели сам «Алмаз-Антей» не мог обосновать начало работ? Вполне может быть, что действительно не видел в них необходимости. Далее идет «обзор состояния рынка и структуры потребления продукта в 2019–2029 годах в России на основе открытых источников» с проработкой пунктов: «спрос», «потребители», «конкуренты», «потребительские характеристики». Но самый примечательный пункт здесь — «факторы развития рынка, барьеры и ограничения». Интересно, сумели авторы концепции предположить в 2019 году, что через три года наше государство будет давать на электромобиль скидку почти в миллион рублей, а само производство «электричек» с учетом продажи их для государственных и муниципальных нужд будет куда выгоднее, чем обычных автомобилей?

Следующий раздел еще интереснее — «замысел инвестиционного проекта». Он включает: «общую идею и концепцию продукта», «обоснование маркетинговой, научно-технической и производственной актуальности проекта» (очередное подтверждение, что в самом «Алмаз-Антее» искренне не понимали нужды в электромобиле), «поисковые исследования предварительной стилевой поверхности экстерьера», «концепцию технологии и производства продукта (укрупненно)» и даже «предварительный технический бенчмаркинг», то есть, анализ продукции конкурентов с целью формирования оптимальных характеристик собственного продукта.

Из технической спецификации мы узнаем, что проект предполагал разработку трех моделей на одной платформе. Уже на предварительной стадии исполнитель должен был оценить «пробег на одной зарядке в соответствие с правилом 101 ЕЭК ООН», определить материалы кузова, ключевые принципы компоновки, способ охлаждения и нагрева высоковольтной АКБ, объемы выпуска каждой из трех моделей в течение жизненного цикла, который определили в 10 лет, и ряд других характеристик, среди которых — даже крутящий момент на колесе! Один только этот пункт говорит, что ТЗ для заказчика формировали технически-адекватные люди. К слову наряду с уже известным кроссовером предусмотрены еще две модели — 4х2. Вероятно, одна из них — двухместная, потому что по ней указано не «4 сид.», а «2 сид.», что, скорее всего обозначает количество сидений.

Однако кто же исполнитель? Единственным «подозреваемым» стал Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Напомним, что именно его использовали для освоения субсидий и при разработке Камы-1, от которой потом открестился КАМАЗ, и которую наши остроумные читатели тут же переименовали в «Кому-1», он же участвовал в разработке несостоявшегося ульяновского «Патриота-2020», он же — в создании некоей «универсальной пассажирской платформы» для КАМАЗа и т.д. В лучшем случае результатом всегда был ходовой макет студенческого уровня, какие в европейских университетах штампуют десятками ежегодно, в худшем — макет виртуальный.

Предположения наши подтвердились: через месяц после заявки «Алмаз-Антея», а именно 21 июня 2019 года, СПбПУ Петра Великого размещает свою заявку — на выполнение работ по подготовке отчета по теме: «Свойства и характеристики платформы электромобилей и эскизное изображение стилевого решения экстерьера электромобилей». Закупка осуществлялась в рамках исполнения обязательств по договору от 24.05.2019 № 533/05/2019-ПЭО, заключенному с «Алмаз-Антеем», причем тоже через размещение у единственного поставщика, только сумма тут меньше: всего 1,5 миллиона рублей. При этом сроки СПбПУ явно поджимают, потому что исполнителю на такое ответственное, прямо скажем, задание, дают всего… три дня! Не исключено, что заявку просто оформили задним числом, а подрядчик, которым стало ООО «Политех-Инжиниринг», уже вовсю работал над проектом. Что нам здесь важно? Что соучредителем «единственного поставщика» «Политех-Инжиниринга» остается сам политех Петра Великого. В общем, отдали кому надо. Однако, что такое 4,4 выделенных миллиона рублей? Научные исследования на них не организуешь, поэтому 24 сентября 2019 года «Алмаз-Антей» заключает большой контракт — уже на 48 миллионов рублей. На сей раз предметом контракта стала не концепция инвестиционного проекта а уже полноценный проект «организация производства и сбыта платформы электромобилей на базе Общества с ограниченной ответственностью “Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО “Алмаз-Антей”». Через некоторое время — 14 октября 2019 года «Алмаз-Антей» заключает еще один контракт – на 20,1 млн рублей. На сей раз нужно подготовить «Обосновывающие материалы к проекту “Разработка инвестиционного проекта “Организация производства и сбыта платформы электромобилей”». Заметим, что почти треть от всей суммы на E-Neva потрачена на обоснование проекта — не многовато?.. Или это означает, что впереди — освоение средств куда больших масштабов?..

Как бы то ни было, начиная с 14 октября и далее 21 и 23 октября 2019 года СПбПУ размещает заявки по указанным темам на 20,1 млн рублей, 2,5 млн рублей, 8,4 млн рублей соответственно. Снова закупочная комиссия определяет «единственных поставщиков», только на сей раз мы их назвать не можем. Не вызывает сомнения лишь то, что подряды получили не абы какие организации, а «какие нужно» организации. В этом смысле электрокроссовер E-Neva можно смело называть машиной «двойного назначения»…

Остается добавить, что Денис Валентинович Мантуров 16 июня 2022 года стал почетным доктором университета Петра Великого, а на недавней выставке Иннопром «высоко оценил опережающие мировой уровень разработки» вуза. Что ж, в отличие от министра промышлености и торговли мы еще не успели опробовать ходовой макет кроссовера E-Neva, однако, если его, как и «Каму-1» студенты СПбПУ слепили из китайских комплектующих и прочих подручных материалов, то с этим утверждением можно был бы смело поспорить. Впрочем, не будем раньше времени ставить крест на проекте, все-таки на него грохнули более 72 миллионов наших рублей…

72 млн рублей на электромобиль E-Neva двойного назначения: на чем катался Мантуров?

Макет электромобиля E-Neva, разработка концерна «Алмаз-Антей»

72 млн рублей на электромобиль E-Neva двойного назначения: на чем катался Мантуров?

Макет электромобиля E-Neva, разработка концерна «Алмаз-Антей»

72 млн рублей на электромобиль E-Neva двойного назначения: на чем катался Мантуров?

Макет электромобиля E-Neva, разработка концерна «Алмаз-Антей»

72 млн рублей на электромобиль E-Neva двойного назначения: на чем катался Мантуров?

Модульная платформа E-Neva, разработка концерна «Алмаз-Антей»

Источник