Атмосферный двигатель, фото: njcar.ru
В последнее время автопроизводители массово переходят на турбированные двигатели, обещая экономию топлива и сокращение вредных выбросов. Эксперт портала njcar.ru рассказал, почему атмосферные двигатели до сих пор считаются лучше турбированных.
Турбомоторы постепенно вытесняют атмосферные уже более десятилетия. В начале 2000-х 1,0-литровые ДВС выдавали 60-70 лошадиных сил, сейчас турбированные двигатели такого объема развивают 100-150 л.с. Разница впечатляющая! Но что стоит за этим? Турбомоторы сложнее по конструкции, работают в экстремальных условиях, особенно это касается небольших агрегатов объемом 1-1,5 литра.
Дело в том, что турбированные двигатели, по своей сути, менее надежны, чем атмосферные. Простая конструкция атмосферников и их невосприимчивость к качеству топлива и масла позволяют им легко преодолевать сотни тысяч километров. Некачественное топливо может лишь незначительно повлиять на атмосферный мотор. В то время как турбодвигатель, в случае проблем с топливом, может потребовать дорогостоящего ремонта. Даже если атмосферник выходит из строя, его ремонт обойдется дешевле, благодаря более простой конструкции по сравнению с турбированными агрегатами.
Еще одной проблемой турбированных двигателей является «турбояма». На низких оборотах, пока турбина не набрала полную мощность, двигатель может демонстрировать вялый разгон. Это создает неприятные ощущения, особенно при старте с места. Более того, эта особенность может сократить срок службы двигателя.
Обещанная экономичность турбомоторов также на практике оказывается мифом. Когда ускорение не удовлетворяет ожиданиям, водитель вынужден давить на газ, что приводит к увеличению расхода топлива и снижению экологичности, даже когда разгон остаётся посредственным.
Производители современных турбированных двигателей стремятся решить проблему «турбоямы», устанавливая дополнительные турбины, иногда даже с электроприводом, чтобы обеспечить работу на низких оборотах. Но эти меры усложняют конструкцию мотора, делают его дороже и снижают надёжность.
Простой атмосферный двигатель лишен таких проблем. Например, 1,6-литровый атмосферный двигатель Volkswagen обеспечивает те же 105 л.с., что и 1,2-литровый турбомотор TSI. Однако уменьшение объема на 0,4 литра часто приводит к тому, что ресурс турбомотора еле достигает конца гарантии, тогда как атмосферный мотор может служить в 2-3 раза дольше.