Бензин АИ-92, фото: njcar.ru
Резкий рост цен на популярный АИ-95 заставляют водителей рассматривать возможность перехода на более доступный и экономичный «девяносто второй» бензин. Портал njcar.ru рассказал, как это скажется на техническом состоянии автомобиля.
По данным статистики, 70% автомобильного парка России приходятся на старые модели, чьи двигатели изначально разрабатывались с учетом использования бензина марки АИ-92. Сюда входят такие автомобили АВТОВАЗа, как ВАЗ-2114, 2107, 2109, 2110, а также модели Лада 4×4, Priora, Granta и другие. Тем не менее, даже отечественные производители постепенно переходят на использование бензина с повышенным октановым числом. Поэтому перед тем как решиться на использование более дешевого бензина, стоит удостовериться, что это безопасно для вашего авто.
Обычно требования к используемому топливу указаны на внутренней стороне дверцы бензобака. Если там видна надпись «АИ-95 и выше», это означает, что заправляться бензином с низким октановым числом не рекомендуется. Однако в настоящее время на рынке представлены современные автомобили, такие как корейские Hyundai Solaris и Kia Rio, французские Renault Duster и Arkana, а также множество китайских моделей с турбонаддувом, на которых указано (min 92) на лючках бензобака. Тем не менее, это не означает, что использование низкооктанового бензина допустимо на них в постоянном режиме.
Одной из основных проблем низкооктанового бензина является его способность вызывать детонацию в высоконагруженных двигателях, что означает преждевременное воспламенение топлива в процессе сжатия. Этот эффект наиболее вероятен при высоком давлении, обеспечиваемом турбонаддувом, высоких оборотах двигателя и повышенной температуре.
После детонации возникает в момент, когда поршень еще не достиг верхней точки хода, а детонационная волна ударяет его, препятствуя движению и снижая мощность мотора. Кроме того, детонация может вызвать повреждения, такие как задиры на стенках цилиндров, разрушение поршней и износ колец, а также обгорание клапанов.
Однако современные двигатели оборудованы системами защиты. Датчик детонации способен обнаружить начало аномальных процессов при сгорании топлива, а блок управления (ЭБУ) может вмешиваться, регулируя угол опережения зажигания. Это позволяет предотвратить детонацию, однако при этом мощность двигателя все равно снижается.
В целом, современные турбодвигатели способны работать на топливе с октановым числом АИ-92, но заливать его на постоянной основе не следует по трем причинам: чтобы избежать детонации, снижения мощности и поломки мотора.